ТРУБАЧ НА КОНЕ

В Республиканской гимназии-интернате имени Газиза Альмухаметова состоялся концерт, посвященный 90-летию со дня рождения народного артиста России, профессора Т.А.Докшицера и 50-летию создания Российской ассоциации музыкантов-духовиков.

          Я выросла под Его портретом.  Интеллигентный вид, внимательный взгляд и некоторое, по моему мнению, сходство с папой, заставляли меня считать, что Он – часть нашей семьи. Прямо напротив нашего домашнего «иконостаса», в серванте, стояла свадебная фотография родителей. И оба этих парадных портрета взирали на меня как идеал красоты и правильности жизненных устоев. Тогда я еще не понимала иных причин, по которым на виду может располагаться чье-то изображение в доме, ограниченном однокомнатной уютной квартирой на пятом этаже. Для меня это был родной, пахнущий покоем, домашний мир, в котором Он был неотъемлемой частью.

Сразу оговорюсь, что для детей музыкантов (а мой отец был преподавателем в Оренбургском музыкальном училище) такие фотографии или репродукции с портретов– дело привычное. На них могут быть с равным успехом и Бетховен, и Чайковский, и Гилельс, и Ойстрах и любые другие кумиры родителей. И обращаясь к ним, как к высшим авторитетам, мамы и папы твердят своим чадам: «Кушай кашу, а то дядя Моцарт на тебя смотрит»…А потом они, эти портреты, превращаются в часть интерьера, которую перестают замечать.

Но куда бы мы впоследствии не переезжали, Его фотографию в старенькой рамочке возили с собой и устанавливали в красном углу, ибо без него наш дом не был бы  нашим. На фотографии был знаменитый трубач Тимофей Александрович Докшицер.

Это небольшое предисловие – не более, чем попытка объяснить, каким образом концерт в гимназии, воспитывающей музыкантов преимущественно для духовых оркестров,  произвел на меня такое впечатление. Скажу больше – для многих людей, даже признанных меломанов или считающих себя таковыми, область духовой музыки остается почти «за кадром». По сравнению с другими — фортепианными, струнными, органными и даже баянными концертами (речь не о джазовых солистах и коллективах), концерт трубачей, валторнистов или брасс-квинтетов в афише Уфы — почти раритет. Исключение составляют, пожалуй, визиты в наш город известного музыканта-валторниста, играющего как в джазовой, так и классической манере, Аркадия Шилклопера, собирающие полные залы любителей качественной духовой музыки.

Может, причина тому в технической сложности (боюсь, большинство с этим тезисом не согласится, поскольку инструментов легких не бывает в принципе). Может, исполнитель нынче пошел «не тот» — ленится выносить сольные концерты «на суд», вполне перебиваясь оркестровыми буднями и педагогической практикой. А где, спрашивается, полет души? А где стремление к самовыражению?  В этом плане меня совершенно умиляют любители-духовики, мирно разыгрывающие свои «На сопках Манчжурии» и прочие марши-вальсы на ступенях торговых центров, словно хотят остановить время былой славы духовых оркестров. И достаточно пальцев одной руки, чтобы перечислить тех немногих энтузиастов, которые любят, чтят и пропагандируют музыку для духовых.

Имя Докшицера для последних – как фамильный герб на знамени. Он еще недавно, всего пару-тройку десятилетий назад был в силе, несмотря на то, что у духовиков, как и кавалергардов, «век недолог» – 20 лет стажа, и на покой. В Интернете можно найти его выступления, мастер-классы. Он при жизни стал легендой «пения на трубе»,  его называли «поэтом», перед его именем стояли регалии (народный артист России и профессор «гнесинки») и цветистые эпитеты («божественный», «несравненный», «феноменально техничный»). Он был солистом и дирижером Большого театра, что говорит само за себя. Для него композиторы специально создавали оригинальные сочинения и делали переложения шедевров. Он воспитал плеяду блестящих учеников и создал свою школу, написал учебные пособия и адаптировал классику для трубы. Он стал инициатором и возглавил «Добровольное общество трубачей», которое окончательно и бесповоротно вывело трубу на сцену как сольный инструмент и превратилось позднее в Ассоциацию музыкантов-духовиков. Но все это меркнет перед его звуком.

Этот концерт, который обозначил уважение к великой личности, нужно было собрать и сыграть. И не столько для тех, кто как и я, «вырос» под его фотографией – для нынешних  профессоров нашей Академии искусств и педагогов Среднего специального музыкального колледжа, училища и  альмухаметовской гимназии, сколько для будущих профессионалов. Не случайно был выбран зал для концерта к 90-летию со дня рождения Тимофея Александровича – зал РГИ, созданного когда-то как школа военных музыкантов-духовиков. Именно там мальчишки (их — большинство) осваивают инструмент, который когда-то «влюбил» в себя Тиму Докшицера.

Идея этого концерта возникла в Ассоциации музыкантов-духовиков у тех, кто учился у маэстро. И в разных городах страны, в том числе и в Уфе, идею подхватили самые неравнодушные. В гимназии вечер памяти Докшицера подготовили Александр Ткаченко и Фларис Хисамутдинов. Программа, красиво и профессионально составленная музыковедом Галиной Зигановой вместе с педагогами отдела духовых и ударных инструментов Гимназии, включила много интересного. Тут были и духовые «хиты» — «Ария» Алессандро Страделлы, Концерт Альбинони, «Русский танец» Чайковского, «Аве Мария» Баха-Гуно, «Элегия» Рахманинова, и музыка ХХ века – мелодии Миллера, Когана, Сальникова, Исмагилова. Играли и преподаватели гимназии, трубачи Александр Ткаченко, Николай Плёхов, Денис Рябычин, Игорь Позяк, и мэтры – заслуженные артисты РБ кларнетисты Ильдар Султанов и Азат Умергалин,  заслуженный деятель искусств РБ валторнист Зуфар Хаматдинов, брасс-квинтет БГТОиБ в составе: Айрат Садыков, Вадим Еникеев,  Фларис Хисамутдинов, Айгиз Ишбаев, Айнас Султангараев. Как всегда, солистов поддержали и энтузиастыконцертмейстеры Марина Ефремова, Дина Вагапова и Карина Мезенцева. В тот вечер звучала не только труба. На сцене приносили дань своего уважения музыканту валторнисты, тромбонисты, тубисты, кларнетисты…

«Старшее» поколение в лице профессора УГАИ Зуфара Зиятдиновича Хаматдинова и директора РГИ Эльмиры Рафаэловны Сафиной рассказали о выдающемся музыканте и педагоге, о деятельности Ассоциации музыкантов-духовиков, которую сейчас возглавляет ученик и преемник Докшицера заслуженный артист России, профессор РАМ имени Гнесиных, член правления ЦДРИ Вячеслав Прокопов.

Наверное, мальчишки слушали музыку и рассказ о великом человеке с высоты своего нынешнего роста. Им сейчас кажется невероятной жизнь, в которой не было границ у стран и континентов, но было бесконечно много труда,  нотных страниц  и учеников. Были восторженные глаза слушателей и удивительные истории. Например, о том, что впервые музыканта из оркестра в честь его 60-летия чествовали на сцене Большого театра. Или о том, как после первой же записанной им на радио с оркестром пьесы, дирижер сказал: «Всю концертную литературу для трубы я рекомендую записывать с этим молодым трубачом Докшицером». А еще о том, как музыканту не разрешили выехать в Америку на Всемирный конгресс духовиков, и вместо выступления Докшицера на пустой сцене звучала запись  его исполнения транскрипции Концерта Глиэра, закончившаяся овациями  зала…

Мальчишки слушают с благоговением, а я представляю себе такую картину. Лето 1932 года. Москва. 62 кавалерийский полк. Маленький трубач Тимка, который учится играть, стоя на лошади, сигналы. Кажущаяся огромной, как скала, лошадь. «Докшицер маленький», — обращаются к нему, потому что в оркестре играют его отец и старший брат. «Трубач, в семь утра сыграешь подъем», — говорит ему дежурный по полку. И он улыбается и начинает ждать свое соло. Соло длиною в жизнь.