I Всероссийский музыкальный конкурс 26 сентября – 22 ноября 2012 года

Заметки сопредседателя жюри (медные духовые и ударные инструменты)

 

 

В данной статье использованы материалы, касающиеся только исполнителей на медных духовых и ударных инструментах.

I Всероссийский музыкальный конкурс изначально задумывался, как смотр всех музыкально – исполнительских сил России. Учредителями такого масштабного проекта выступило правительство и министерство культуры Российской Федерации. Очень хорошо, что наконец то правительство обратило внимание на музыкантов – духовиков и выделило немалые деньги на проведение такого конкурса, который затронул бы все регионы нашей огромной страны. Решение, о проведении I и II тура на местах, а III тура в Москве было правильным потому, что не каждый участник конкурса смог бы приехать из дальнего региона и сам оплатить дорогу и проживание.

Вопросами, связанными с организацией и проведением конкурса занималась Российская государственная концертная компания «Содружество». Надо отметить, что эта компания с честью выполнила свою работу. А сюда входят все организационные вопросы. Прежде всего – это график работы конкурса, выпуск буклетов, организация переездов — перелётов, расселение членов жюри и участников. И всё это надо было рассчитать, продумать и исполнить. И здесь хочется с большой благодарностью отметить чёткую, хорошо поставленную и продуманную работу нашей рабочей группы в составе: главного администратора — Михаила Вячеславовича Зайцева, ответственного секретаря жюри — Андрея Валентиновича Капцова и Анны Николаевны Чухриенко, которая работала с участниками. За всё время проведения  конкурса не было ни одного случая, когда что-то не получилось или провалилось. Конечно очень хорошо, что премиальный фонд выглядит очень внушительно. Но не надо забывать, что каждая из этих премий рассчитана на 5 инструментов, т. е. первую премию (которая не делится) может получить любой участник, независимо от специальности. Трубач или тубист, валторнист или ударник. Кто самый лучший – тот и получит. Но как в такой ситуации определить – кто лучший? Все инструменты совершенно разные и оцениваться должен каждый в отдельности. Поэтому перед членами жюри была поставлена очень трудная задача. Выбрать со всей России лучших исполнителей – духовиков, которые на III туре уже в Москве смогли бы показать —  на каком уровне находится сейчас Российское духовое исполнительство и какие проблемы существуют в этой области. Постоянное жюри, которое работало во всех регионах состояло из 5 человек. Деревянные инструменты: сопредседатель жюри — Казаков А. В. (С. – Петербург), члены жюри: Булгаков Д. К. (Москва) или Голышев А. М. (Москва). Медные инструменты: сопредседатель жюри — Прокопов В. М. (Москва), члены жюри: Табуреткин Б. Ф. (С. – Петербург), Лукьянов Д. М. (Москва) или Бутов Г. В. (Москва), а в каждом регионе к ним присоединялись местные члены жюри. Благодаря такой системе, на каждом прослушивании присуствовали представители всех специальностей.  Как правило – это были профессора местных учебных заведений или известные исполнители. Они конечно лучше знали участников конкурса, которые выступали на прослушиваниях в этих регионах.

Любой конкурс – это лотерея. И наш конкурс не был исключением. Анализируя выступления участников, можно сказать, что не все справились с программой. Здесь можно назвать несколько причин. И главная состоит в том, что и условия и программа конкурса были опубликованы слишком поздно, и что важно – перед летними каникулами и отпусками. Конечно, всё это должно быть опубликовано хотя бы за год. Так показывает практика проведения международных престижных конкурсов. Но, к сожалению, мы пока не привыкли так оперативно работать, и в результате страдают конкурсанты. Во всех регионах, без исключения есть замечательные музыканты, но они, к сожалению не все были подготовлены к конкурсу должным образом, а многие, когда узнавали условия – просто не захотели участвовать. В общем информации к размышлению очень много, а в будущем и организаторам, и педагогам и участникам — есть над чем подумать. Что касается прослушиваний на местах, то здесь всё прошло организованно и чётко. В каждом округе, как правило, всеми организационными вопросами занимался ректор и его помощники учебных заведений, где проходило прослушивание участников конкурса.

 

Сибирский федеральный округ (Новосибирск) 27 — 29 сентября 2012 года

Открытие и первое прослушивание конкурса состоялось 27 сентября 2012 года в Новосибирске (Сибирский федеративный округ).  Перед открытием конкурса прошёл брифинг, с участием студентов, членов жюри и оргкомитета, где были затронуты вопросы, связанные с развитием Российского исполнительства на духовых и ударных инструментах. В номинации «Медные духовые инструменты» на 1 туре выступили 6 участников. После II тура рекомендованы к последующим прослушиваниям: Станислав Косвинов – уд. инструменты, Антон Маслобоев – тромбон, Тимур Байрамов – валторна. На II туре с программой не справился талантливый и перспективный трубач — Евгений Салтымаков, который просто плохо знал нотный текст. Общий уровень подготовки участников конкурса (по мнению членов жюри) довольно высокий.

 

Дальневосточный федеративный округ (Якутск)

30 сентября – 2 октября 2012 года

Следующим городом, где проходили прослушивания, был Якутск. Разница во времени между Москвой и Якутском – 6 часов. Поэтому, когда прилетели в Якутск в 4 часа утра, чувствовали себя не слишком комфортно. Но все эти неудобства забылись, как только нас встретил директор Высшей школы музыки — Иван Иванович Наумов.  Это необыкновенный человек. Сам он не музыкант, но фанатично любит своё учебное заведение и такое впечатление, что всю жизнь занимается музыкой.

   

Высшая школа музыки, где проходили прослушивания – это уникальный комплекс, единственный в своём роде. Дети здесь живут и учатся в одном городке, специально построенном для воспитания музыкантов. Городок строили канадцы, поэтому местные жители называют его Канадой. Здесь 27 отлично оборудованных коттеджей, в которых живут и учатся дети. В каждом домике живут по 6 — 8 человек, а педагоги сами приходят к ним.  Не надо забывать, что живут они в экстремальных условиях, где вечная мерзлота и морозы доходят до 50 градусов ниже нуля, а ночь длится несколько месяцев. Обучение проходит, начиная с малышей и кончая студентами ВУЗа. Якутский симфонический оркестр филармонии и оперного театра состоят в основном из выпускников этой школы. Многие педагоги то же когда-то окончили это учебное заведение. На нас этот посёлок произвёл очень хорошее впечатление.

 

 В конкурсе участвовали: — тубист -Иван Слепцов, тромбонист-Яков Брагин, который учится в настоящее время в Москве и Брасс – квинтет. Все они были допущены ко II туру.

Владивосток (Дальневосточный федеративный округ) 3 – 7 октября 2012 года

Во Владивостоке в номинации медных духовых и ударных инструментов было всего 2 участника. Это – юная исполнительница на ударных инструментах из Хабаровска – Юлия Нелюбина и валторнист – Фёдор Зенков. Остальные участники просто не успели подготовиться, и не смогли принять участие в прослушиваниях.  

Во Владивостоке мы провели 5 дней, но скучать нам не давали. Когда прилетели из Якутска, здесь было по-летнему тепло, как на юге. Надо сказать,  здание аэропорта, что в Якутске, что во Владивостоке – по последнему слову техники. Я был здесь в далёком 70 м году. Так это небо и земля. Построили 3 огромных моста. Дороги (конечно, к саммиту, который проходил перед нашим приездом) – просто чудо. Встречал нас ректор Дальневосточной Академии искусств – Андрей Матвеевич Чугунов и проректор – Александр Кириллович Капитан. С их помощью мы ближе познакомились с Владивостоком и побывали в самых интересных местах. Очень общительные и гостеприимные хозяева.

 В рамках конкурса прошёл мастер – класс, в котором участвовали студенты академии. Народу было мало, но было видно, что, те, кто пришёл —  это музыканты, которые, несмотря на трудные времена, занимаются своим любимым делом и фанатично любят свой инструмент. 

Перелёт из Владивостока в Екатеринбург составил 10 часов (с посадкой в Иркутске). Прилетели в 4 утра по местному времени. Немного вздремнули и за работу.

Екатеринбург (Уральский федеральный округ)

В номинации «медные духовые и ударные инструменты» было 8 участников: — 2 трубача, 4 тромбониста, 1 тубист, 1 ударник и Брасс  квинтет из Ханты – Мансийска. На прослушивании очень хорошее впечатление произвели: Илья Бекурашвили, Андрей Горяев – тромбонисты, тубист Михаил Гагарин, которые прошли на следующий тур. Брасс – квинтет из Ханты-Мансийска в следующий тур не прошёл. В Екатеринбурге меня попросили провести мастер – класс. И здесь хочется сказать несколько слов о Валентине Павловиче Ивукине, который в течении многих лет является профессором Уральской консерватории.

Имеет замечательных учеников, которые украшают многие оркестры нашей страны. Он сам – ученик В. И. Щёлокова и конечно старается сохранять традиции, которые берут своё начало в прошлом веке. Мастер – класс прошёл очень организованно. Пришли трубачи из музыкальных школ, колледжа, а так же приехали педагоги и трубачи из Асбеста (город в Свердловской области). В течении 2 часов мы решали наши насущные вопросы, касающиеся методики и практики исполнительства на трубе. Судя, по количеству участников, можно сказать, что в настоящее время в Екатеринбурге существует хорошая трубная школа, с замечательными традициями.

 

Несомненно, важную роль в этом вопросе играет творческое, профессиональное отношение к нашему трудному делу профессора Уральской консерватории – Валентина Павловича Ивукина.

 Казань (Приволжский федеративный округ) 15 – 17 октября 2012 года

В данном регионе в числе участников конкурса было 6 исполнителей на ударных инструментах, причём 3 из них – девушки, 2 трубача, 1 тромбонистка, 2 тубиста, а так же Брасс – квинтет из Саратова. На следующий тур прошли: Александров Денис, Поспелов Алексей – ударные инструменты, Миронов Сергей – туба. К сожалению, трубач – Константин Бороздин (Кострома) с программой II тура не справился. Так же, как и хорошая тромбонистка – Дарья Пиликина. Брасс – квинтет из Саратова на II тур не прошёл.

 

В Казани мы встретились с Анатолием Дмитриевичем Селяниным, который являлся членом жюри. Мы с ним в далёкие 60-е годы учились вместе у Т. А. Докшицера в ГМПИ им. Гнесиных.
От посещения Казани у меня остались самые тёплые воспоминания. Конечно всё это идёт от ректора Казанской консерватории —  Рубина Кабировича Абдуллина. Это необыкновенный человек. В каком бы уголке России мы не были, как только заходила речь о Рубине Кабировиче – все в один голос говорили о нём самые добрые слова.  Поэтому в Казани  очень хорошая кафедра Духовых инструментов и на базе этой консерватории часто проходят Всероссийские конкурсы, в том числе и духовых инструментов.

Приятные впечатления остались от посещения Свияжска, который находится недалеко от Казани. Мы провели там целый день. Ходили по храмам, были в музее и в постоялом дворе, обедали в настоящей келье со священнослужителями. В общем окунулись в русскую историю времён Ивана Грозного.


В заключении хочется поблагодарить Рубина Кабировича и всех тех людей, которые готовили этот конкурс. И думается, что все эти прослушивания вылились в яркий праздник Казанских музыкантов. 

                   Ростов на Дону ( Южный и Северо -Кавказский федеральный округ)

Следующим в расписании конкурса был Ростов на Дону, который всегда славился своими духовиками. И мы не ошиблись. прослушивании принимали участие 13 исполнителей: — 2 валторниста, 4 трубача, 2 тромбониста, 2 тубиста и 3 исполнительницы на ударных инструментах. К последующим прослушиваниям прошли: Бутенко Никита – туба, Воронин Георгий и Андрей Борзенко – труба,       Петров Даниил и Александров Вячеслав – валторна, Головинов Станислав – тромбон. Очень понравилось, что в консерватории много духовиков и все они активно занимаются. Когда бы не зашёл в консерваторию – на всех лестницах и подвалах занимаются одни духовики. Отсюда и высокий уровень.

 

В Ростове я встретился с Пашей Гордейчиком, с которым учился в ГМПИ им. Гнесиных, а так же со своим учеником – Стасом Севастьяновым, выпускником РАМ им. Гнесиных, а в настоящее время солистом оркестра Ростовского музыкального театра.

  Санкт – Петербург (Северо —  Западный федеральный округ)

Санкт – Петербург во все времена славился своими духовиками. С. – Петербургская консерватория, где проходили прослушивании в этом году отметила свой юбилей – 150 лет со дня основания. Это первая консерватория, открытая в России. За годы существования из её стен выпустилось огромное число выдающихся музыкантов.  Здесь в разные годы преподавали выдающиеся представители нашей профессии. Такие имена, как: Вурм, Иогансон, Тронье, Большиянов, Марголин, Буяновские – отец и сын, Волков и сейчас на слуху у российских духовиков. В настоящее время кафедру медных духовых инструментов возглавляет Народный артист Р. Ф., профессор – Сумеркин Виктор Васильевич.

 

Прослушивания у медных духовых проходили в помещении школы десятилетки при консерватории. В заявке было 16 участников, но в конкурсе приняли участие только 10 исполнителей. 1 валторнист, 5 трубачей, 2 тромбониста и 2 тубиста. Брасс – квинтеты вообще не были представлены. Ко II туру были допущены 7 участников: валторнист – Алексей Костюченко, трубачи – Юрий Ковалёв, Алексей Никифоров, тромбонисты – Павел Сердюк, Филипп Павлов и 2 тубиста – Виталий Ряднов, Давид Дзедик.  Интерес к этому конкурсу у питерских музыкантов был мягко сказать, совсем слабый. Зал во время прослушиваний всегда был почти пустой, а ведь Петербург —  культурная столица, где очень много духовиков. Это тоже информация для размышления.

   Москва I и II тур (29 октября – 1 ноября)

В Москве было подано 29 заявок, но на регистрацию явились только 14 участников. 2 валторниста, 2 трубача, 4 тромбониста, 3 тубиста и 3 ударника. Ко 2 туру были допущены 7 исполнителей и Брасс – квинтет. На 3 тур прошли: Павел Архипов – труба, Александр Демиденко – тромбон, Владимир Терехов – Ударные инструменты, а также Брасс – квинтет им. Т. Докшицера.  В Москве, как и в Петербурге участников было мало. Практически —  московские духовики просто проигнорировали этот конкурс. И интерес, со стороны публики тоже отсуствовал. А ведь в Москве, как и в Петербурге тоже сотни музыкантов – духовиков.

Москва III тур (19 – 21 ноября)

По условиям конкурса на 3 тур должны быть допущены только 10 участников (по 2 от каждой специальности). И конечно у членов жюри было много проблем. Сама по себе ситуация не простая. Ну как можно оценивать исполнителей по разным специальностям в одной номинации.

                        

                   Участники III тура:

Валторна: Тимур Байрамов – Новосибирск
                       Алексей Костюченко – С.- Петербург

Труба: Павел Архипов – Москва

Юрий Ковалёв – С. – Петербург

Тромбон: Александр Демиденко – Москва

Павел Сердюк – С. – Петербург

Туба: Никита Бутенко – Ростов на Дону

 Давид Дзедык – С – Петербург

Ударные инструменты: Владимир Терехов – Москва

Алексей Поспелов – Нижний Новгород

Квинтет медных духовых инструментов: «Брасс – квинтет им. Т. Докшицера».

III тур исполнялся в сопровождении симфонического оркестра (кроме ударников и Брасс — квинтета). Надо отдать должное – «Государственная академическая симфоническая капелла России п/у В. Полянского» справилась со своей задачей блестяще. Оркестр под управлением   Ф. Чижевского выглядел, как хорошо отлаженный механизм.

         

        Лауреаты I Всероссийского музыкального конкурса  в номинации «Медные духовые и ударные инструменты»

               «Ансамбли медных духовых инструментов»

1 премия – Владимир Терехов (ударные инструменты) Москва

2 премия – Никита Бутенко (туба) Ростов на Дону

3 премия – Алексей Поспелов (уд. инструменты)    Н. Новгород

Диплом   — Павел Архипов  (труба) Москва

Александр Демиденко (тромбон) Москва                            

2 премия – «Брасс – квинтет им. Т. Докшицера» в составе:

Рим Кутлучурин, Максим Штода – трубы

Владимир Мезенцев – валторна

Рамиль Ахмадулин    — тромбон

Максим Макушев      —   туба

 В номинации «Квинтет медных духовых инструментов» 1 и 3 премия не присуждены

Размышляя о прошедшем конкурсе можно отметить следующее: очень хорошо, что этот конкурс состоялся и думается, что такие конкурсы проводить надо. Только условия конкурса и формирование жюри необходимо изменить. Конечно нельзя смешивать медные и ударные инструменты в одну номинацию и должно быть раздельное жюри для деревянных и медных инструментов. Но эти размышления уже для следующего конкурса, который пройдёт через четыре года.   

     профессор – Вячеслав Прокопов.