Казань 17 – 20 ноября 2014 года

В Казани состоялся IV Всероссийский открытый конкурс ансамблей духовых и ударных инструментов. В Татарстане этот конкурс проводится уже четвёртый раз. Это говорит о том, какое значение в Казани придают развитию камерного исполнительства на духовых и ударных инструментах. Конкурс проводился в четырёх номинациях – Хольц квинтет, Брасс – квинтет, квартет саксофонов и ансамбль ударных инструментов.

1

2

 В номинации Хольц квинтет были представлены 4 ансамбля из Казанской консерватории и один из Санкт – Петербурга. Два Брасс – квинтета из Казани и один РАМ. им. Гнесиных. Квартет саксофонов – два квартета из Петербурга и один из Казани. Три ансамбля ударных инструментов — Рам им. Гнесиных, Нижний Новгород и Казань.  Конечно, для такого конкурса – это совсем немного. Ведь в России конкурсы духовых ансамблей проводятся крайне редко, и тем досадней, что у духовиков к этой музыке совсем нет интереса. Причин тут много: — это и финансовый вопрос, и заинтересованность студентов, но самое главное – это отношение студентов и педагогов к ансамблевой игре. Ведь игра в ансамбле – это как раз и есть то самое недостающее звено в процессе воспитания будущих оркестрантов. Что греха таить, во всех наших колледжах и Вузах ансамблевому исполнительству уделяют совсем мало времени, отсюда и результаты. Конечно, нельзя говорить, что у всех и всё плохо. Но, судя по прошедшему конкурсу, у деревянных инструментов дела обстоят лучше, чем у медных. В данной номинации и программа была составлена с учётом академического направления, да и исполнители были на порядок выше. Отсюда и результат – в номинации «Брасс – квинтет» 1 премия вообще не присуждена, а вторая тоже с большой натяжкой. Тут представителям медных специальностей есть над чем задуматься. И дело тут не в больших денежных премиях. В 2012 году прошёл 1 Всероссийский музыкальный конкурс, где 1премия была 240 тысяч рублей. И во всей огромной России нашлось только 3 Брасс – квинтета, которые захотели принять участие в этом конкурсе, да и уровень их подготовки был очень низкий. В 2013 году состоялся конкурс духовых ансамблей им. Римского-Корсакова в Санкт – Петербурге и здесь из России тоже было представлено совсем мало ансамблей, хотя из Эстонии приехали 6 различных коллективов. На прошедшем конкурсе в Казани в 2014 году среди участников было больше всего представителей Казанской консерватории. Это и понятно – не надо никуда ехать, а дома и стены помогают, но оказывается не в этом дело. В настоящее время в Казанской консерватории активно занимаются 4 Брасс- квинтета и 5 Квинтетов деревянных духовых инструментов, которые всегда готовы выступить. А ведь не каждая консерватория может выставит столько ансамблей. Вот поэтому уже в четвёртый раз в Казани проходит Всероссийский конкурс духовых ансамблей. Самых тёплых слов заслуживают руководители исполнительских кафедр, которые приложили много сил и труда, чтобы организовать и достойно провести такой конкурс. Это – Заведующий кафедрой деревянных духовых инструментов – Илсур Ибрагимович Айнатуллов и Заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов – Николай Александрович Шадров. И конечно, всего этого не было бы, если бы не ректор Казанской консерватории – Рубин Кабирович Абдуллин, который делает всё возможное для развития духового исполнительства в Татарстане.

Результаты конкурса:

Хольц квинтет: 1 премия – Хольц квинтет Санкт – Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича (пед. Федоров А. В.)

3

2 премия – Хольц квинтет Казанской консерватории  им. Н. Г. Жиганова (пед. Айнатулов И. И.)

4

Диплом – Хольц квинтет Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова (пед. Бессонов А. А.)

Квартет саксофонов: 1 премия – Квартет саксофонов Санкт – Петербургской консерватории (пед. Большиянов А. Ю.)

6

2 премия – Квартет саксофонов Санкт – Петербургского университета культуры и искусств (пед. Черкасова Ю. П.)

3 премия – Квартет саксофонов Казанской консерватории (пед. Беговатова М. А.)

Брасс – квинтет: 2 премия – Брасс – квинтет РАМ им. Гнесиных (пед. Морозов А. Н.)

 

7

 

3 премия – Брасс – квинтет Казанской консерватории (пед. Шадров Н.А.)

8

 

В номинации «Ансамбль ударных инструментов»  1 премия – не присуждена

2 премия — Ансамбль РАМ им. Гнесиных (пед. Лукьянов Д. М.)

2 премия – Ансамбль Нижегородской консерватории (пед. Кораллов И. В.)

9

10 

3 премия – Ансамбль Казанской консерватории (пед. Сабирьянов И. Ф.)

11

12

Жюри состояло из представителей Москвы, Санкт – Петербурга, Нижнего – Новгорода, Казани и Любека (Германия) Председатель – Андрей Казаков.

 В рамках конкурса прошли мастер – классы членов жюри — Андрея Казакова – кларнет, Дитхельма Йонаса – гобой, Андрея Большиянова – саксофон, Вячеслава Прокопова – труба, Виктора Баташёва – тромбон, Игоря Кораллова – ударные инструменты.

В Казанском институте повышения квалификации так же прошла встреча Большиянова А. Ю. и Прокопова В. М. с преподавателями музыкальных школ.

 13

14 15 16

 17

18

19

В последний день конкурса состоялась Международная научно — практическая конференция «Современное духовое исполнительство» — теория, история, педагогика. В конференции приняли участие не только духовики, но теоретические кафедры. Очень интересным и поучительным оказался доклад Заведующего кафедрой истории музыки, профессора – Дулат – Алеева Вадима Робертовича на тему: — «Трактаты по духовому исполнительству Жака Оттетера и актуальные идеи музыкальной педагогики французского барокко», в котором он убедительно доказал, что законодателями в исполнительстве должны считаться духовики, а не пианисты, потому, что, когда Бах писал свою музыку, то фортепьяно ещё не изобрели. Очень интересной была дискуссия после доклада профессора Йонаса Дитхельма из Любека (гобой), где он неосторожно обмолвился о том, что в России духовой школы нет. Но ему тут же убедительно доказали, что духовая школа в России была и есть. Да в 19 веке в Российских консерваториях первые педагоги по духовым инструментам были выходцы из Германии, Чехии, Франции. Но это было на заре возникновения отечественного исполнительства. А сейчас весь мир знает имена наших выдающихся исполнителей прошлого и настоящего. Это – Михаил Табаков, Владислав Блажевич, Сергей Розанов, Владимир Цыбин, Виталий Буяновский, Борис Афанасьев и многие другие. А имя Тимофея Докшицера священно для трубачей всего мира и на его записях учатся духовики и Европы и Америки. Его методическое наследие издано на английском, французском и китайском языках. Да и в настоящее время такие исполнители, как – Сергей Накаряков и Алексей Огринчук тоже научились играть у русских педагогов. Сейчас в России трудное время для духовиков, но это совсем не значит, что здесь нет духовой школы. Во всех регионах нашей огромной страны каждый год проводится большое число различных исполнительских конкурсов, разных уровней и направлений. Конечно, не все конкурсы профессиональные и многие проводятся кое- как. Но такие, как конкурс им. Римского-Корсакова или Е.А. Мравинского в Петербурге, МГК им. П. И. Чайковского или В. М. Блажевича в Москве , в Нижнем – Новгороде им. А.А. Нестерова, в Екатеринбурге им. В. И. Щёлокова достойны всяких похвал. Потому, что они двигают наше исполнительство вперёд. В заключении все участники поддержали решение оргкомитета собрать все материалы конференции и разослать по всем Российским Вузам.

20

21

После конференции состоялся круглый стол по итогам конкурса. Много было сказано хорошего в адрес участников и организаторов этого важного мероприятия. Но главное, что этот конкурс состоялся и прошёл очень хорошо.

22

23

20 ноября Большой концертный зал им. С. Сайдашева был отдан участникам конкурса. Этот зал смело можно назвать одним из лучших в нашей стране и по красоте и по акустике. На этой сцене выступают лучшие солисты и коллективы со всего мира. И конечно для наших лауреатов было большой честью – играть в таком зале. Зал был полон. Надо отдать должное организаторам этого торжества. Проректор по концертной работе — Хакимова Елена Ливадиевна – это она со своими помощницами подготовила и провела такой конкурс в год культуры.

24

25

В этот вечер говорили тёплые слова и приветствия, но главное — наши ансамбли своими выступлениями доказали, что победителями они стали заслуженно и может через несколько лет мы услышим в числе известных музыкантов имена наших лауреатов. Ведь этот конкурс и создавался для этих целей.

  26  27

28

30

31

В заключении хочется сказать, что IV конкурс духовых и ударных ансамблей состоялся и не только состоялся, но и вылился в большой праздник духового искусства в Татарстане. Значение этого конкурса трудно переоценить, а самое главное, что всё это идёт на благо развития Российского духового ансамблевого исполнительства.

Профессор – Прокопов В. М.