Заметки сопредседателя жюри в номинации «Медные духовые и ударные инструменты»

Тяжёлый конкурс предстоит:

Скрестят рапиры мушкетёры,

Пускай сильнейший победит,

Но в рамках рыцарского спора!

 

В Москве с 30 апреля по 4 мая 2015 года прошёл Всероссийский конкурс духовиков. Это уже пятый конкурс им. В. М. Блажевича. У истоков основания этого конкурса стоит один из активных пропагандистов духового исполнительства в нашей стране – Лебусов Владимир Григорьевич, в настоящее время директор Государственного училища духового искусства. Это он со своими коллегами создал, вывел на Всероссийский уровень и провёл четыре предыдущих конкурса.

1 (287x403)

2 (440x605)

В данной статье используются материалы, касающиеся только номинации «Медные духовые и ударные инструменты» Конкурс проводился в два этапа. I тур был отборочный и проводился по записям, а II и III тур проходили уже в Москве, где прошедшие I тур конкурсанты должны были выступить со своими программами. сколько популярен этот конкурс, говорит тот факт, что было подано 207 заявок, из которых только 180 юных исполнителей были допущены ко II туру (по всем специальностям). География конкурса включала практически все регионы России. Всего в номинации «Медные духовые и ударные инструменты» во II туре приняли участие 89 исполнителей. Младшая группа: 7 валторнистов, 30 трубачей, 7 тенористов, 4 тубиста и 10 ударников. Старшая группа: 5 валторнистов, 10 трубачей, 7 тенористов, баритонистов, 3 тубиста и 6 ударников. В III туре принимали участие: Младшая группа: 5 валторнистов, 13 трубачей, 5 – баритон, тенор, 2 тубиста и 5 ударников. Старшая группа: 4 валторниста, 5 трубачей, 4 – тенор, тромбон, баритон, 3 тубиста и 3 ударника.

 3 (551x270)

4 (538x270)

5 (448x640)

В жюри конкурса были представители всех специальностей. Но, по условиям конкурса все медные духовые инструменты были собраны в одной номинации и члены жюри должны были сравнивать в одной группе всех вместе. Любой профессиональный музыкант сразу скажет, что нельзя сравнивать валторниста с тубистом или трубача с тромбонистом, но, к сожалению, из за финансовых условий такая практика наблюдается в большинстве проходящих в России конкурсах и мы не исключение. Как всегда в младшей группе участников было больше, чем в старшей. Во II туре только одних трубачей было 30. Это и понятно – с возрастом, по разным причинам много духовиков отсеивается. Кто то, сам бросает, кто то, не развивается по профессиональным данным, а у кого то, просто меняются физиологические данные (неправильно растут зубы, меняется челюсть). Как правило, остаются те, кто любит свой инструмент и хочет заниматься. Вот из таких детей и вырастают профессионалы. Это не простые дети, это дети талантливые и даже одарённые. Потому, что не каждый может заниматься музыкой и тем более играть на духовом инструменте, где требуется большое терпенье и труд. Ведь в отличие от рояля или баяна, игра на духовом инструменте – это искусственное воспроизведение звука. И когда ребёнок понимает, что если он сам не создаст этот звук, то ничего не выйдет – вот только тогда и получается положительный результат. И здесь, очень важна роль педагога. Конечно, можно смело сказать, что педагоги, у которых ученики становятся лауреатами – это счастливые люди. Но только они знают – что стоит за этим лауреатством. Это – нервное напряжение, каждодневный титанический труд и необыкновенное терпенье, когда надо изо дня в день ученику терпеливо повторять одно и тоже. А ведь известно, что зарплата педагога в ДМШ не самая большая, поэтому можно смело сказать, что все они работают на одном энтузиазме и заслуживают самого большого уважения. Программы на конкурсе были не самые трудные, но всё равно не всем удалось донести всё то, что было сделано дома. Основная причина – это грязное исполнение (киксы, интонация, призвуки и т. д.) и конечно выразительность, без которой музыка мертва. Многие юные исполнители уже сейчас в достаточной степени владеют инструментом, но мало кто из них играет выразительно. Это всё информация к размышлению.

6 (546x356)

7 (454x640)

8 (456x640)

Как мы видим — в числе победителей оказалось много участников, и все они получили призы и подарки, начиная от дорогих инструментов и аксессуаров для них, до планшетов и мобильных телефонов. В России проводится много детских конкурсов, но не на одном из них нет такого количества призов и подарков.

10 (267x381)

9 (270x374)

Подготовка и успешное проведение конкурса всегда зависит от чёткой и согласованной работы организационного комитета. По единодушному мнению участников конкурса организационные вопросы были решены самым лучшим способом. А это ведь огромная подготовительная работа. Проведение I тура и оповещение всех участников, приобретение призов и подарков, а так же четкое регулирование репетиций и своевременное объявление результатов. Самых тёплых слов благодарности заслуживает директор МГДМШ им. В. М. Блажевича – Владимир Викторович Стеценко и заместитель директора по учебно – воспитательной работе – Антон Юрьевич Верижников, а также их помощники – Ярослав Дмитриевич Алексеев и Екатерина Владимировна Яковлева. И надо сказать большое спасибо всем педагогам и сотрудникам школы, которые принимали самое активное участие в подготовке и проведение этого конкурса. Во время конкурса прошли концерты «Нью Лайф Брасс» им. Т. Докшицера и ансамбля «Чёрный квадрат», а так же мастер – классы профессора Пушкарёва В. И. (труба) и Бубнова С. С. (флейта), а по итогам конкурса прошёл «Круглый стол», на котором были затронуты важные вопросы российского исполнительства и педагогики. В последний день состоялось закрытие конкурса и награждение лауреатов. Конечно для всех участников, их родителей и педагогов это был самый волнующий момент. Ведь подводились итоги их работы. Народу было столько, что зал не смог вместить всех желающих. Значение конкурса трудно переоценить, и кто знает, может через несколько лет, мы услышим в числе лучших музыкантов – духовиков и наших лауреатов. В заключение хочется сказать, что проведение очередного конкурса им. В. М. Блажевича вылилось в яркий праздник юных духовиков и конечно всё это идёт на благо развития Российского исполнительства на духовых инструментах.

Профессор – Прокопов В. М.

11 (640x424)

12 (640x424)

13 (640x442)

14 (640x456)

16 (424x640)

17 (434x640)

18 (640x428)

19 (640x426)

20 (640x426)

21 (640x426)

15 (419x640)

17 (434x640)

Профессор – Прокопов В. М.