В Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки 15,16 октября 2018 года прошли курсы повышения квалификации для педагогов ДМШ, ДШИ, средних и высших учебных заведений — «Нижегородские музыкальные ассамблеи». В рамках этого мероприятия, состоялись мастер – классы Заслуженного артиста Р. ф., Заведующего кафедрой медных духовых инструментов, профессора РАМ им. Гнесиных – Вячеслава Михайловича Прокопова.

Нижегородскую консерваторию и Российскую академию музыки им. Гнесиных связывают давние творческие контакты. Многие педагоги РАМ им. Гнесиных преподавали, да и сейчас преподают в консерватории или приезжают с лекциями и мастер – классами, участвуют в работе жюри престижного и популярного среди духовиков конкурса, имени Аркадия Александровича Нестерова. Общеизвестный факт, что Аркадий Александрович посвятил свои концерты: для тромбона –К. М. Ладилову, для трубы – Т. А. Докшицеру, а концерт для тубы – В. Н. Досадину. А эти музыканты, как известно, являлись преподавателями ГМПИ, РАМ им. Гнесиных. Докшицер Т. А. и Нестеров А. А. были друзья детства – они вместе служили воспитанниками в оркестре 61 кавалерийского полка в подмосковье, в Кубинке. В настоящее время Кафедра медных духовых инструментов Нижегородской консерватории живёт активной творческой жизнью. Проводит Всероссийские и региональные исполнительские конкурсы, мастер – классы известных музыкантов и педагогов. На кафедре существует духовой оркестр, а так же концертирующий Ансамбль ударных инструментов п/у профессора Кораллова И. В. Возглавляет кафедру замечательный музыкант, педагог, дирижёр – Евгений Николаевич Петров, который очень много делает, чтобы жизнь нижегородских духовиков была как можно лучше. Возглавляемый им Губернский духовой оркестр, где работают выпускники консерватории – обладатель Гран при многих Всероссийских и Международных конкурсов.

В проведении мастер – классов принимали участие студенты класса трубы доцентов – Александра Сергеевича Бевза и Юрия Константиновича Емельянычева. Вячеслав Михайлович Прокопов – ученик выдающегося музыканта современности – Тимофея Александровича Докшицера, кроме того они более 20 лет работали вместе в оркестре Большого театра. Докшицер Т. А. в свою очередь учился у Михаила Иннокентьевича Табакова. Поэтому в своих методических и педагогических принципах Прокопов В. М. традиционно опирается на имена этих выдающихся музыкантов. Первый день был посвящён вопросу ежедневных занятий трубача, а также вопросам понимания и интерпретации музыки. Что надо играть, как заниматься и сколько. Однозначно на эти вопросы не ответишь. Поэтому, для того, что бы, что то играть – надо сначала освоить инструмент – то есть приобрести определённые профессиональные навыки, а уж потом браться за музыку. И очень важно, чтобы трубач развивался, как музыкант — изучал классическую музыку, ходил на концерты пианистов, скрипачей, вокалистов и т. д. А в настоящее время ситуация в нашем исполнительстве такая – «Владение инструментом, преобладает над музыкальным развитием» И это касается не только исполнителей на медных, но и на деревянных духовых инструментах. Очень часто бывает так, что трубач владеет инструментом в полной мере. Обладает красивым звуком, виртуозной техникой, играет высоко и быстро, но не знает где и как можно всё это применить, потому, что не знает – что это за композитор, когда, в какую эпоху жил и писал музыку. А это очень важно потому, что от этого зависит – каким звуком играть, какие штрихи применять. Ведь нельзя Баха и Моцарта играть, как Шостаковича. А вот этому сейчас, при воспитании духовика, уделяют очень мало внимания, поэтому каждый играет не как надо, а как получается. Все эти вопросы и были затронуты при проведении мастер – класса. И ещё очень важный вопрос — ежедневные занятия на инструменте. Что играть, сколько, и как играть?

Каждый трубач должен иметь два комплекса ежедневных занятий, где есть упражнения на все виды трубной техники, а также упражнения, которые, помогают развивать исполнительский аппарат и исполнительское дыхание. Один комплекс должен быть трудным, где основу составляют статичные, тяжёлые упражнения (выдержанные звуки, вокализы), на которых формируется аппарат трубача. Такой комплекс можно играть, когда нет выступления или урока по специальности. Другой комплекс (очень короткий), он нужен только для того, чтобы разыграться. Поэтому здесь не должно быть силовых тяжёлых упражнений. Содержать свой аппарат всегда в форме – это большое искусство и не каждый трубач может похвастаться этим. В процессе проведения мастер – класса Нижегородские трубачи в полной мере показали владение инструментом и понимание исполняемой музыки. Это, несомненно, отличная работа педагогов по классу трубы Нижегородской консерватории – Бевза Александра Сергеевича и Емельянычева Юрия Константиновича.

По окончании первого дня работы Вячеслав Михайлович подарил ноты, книги, методические пособия и диски с записями из огромного творческого наследия Тимофея Александровича Докшицера, а так же каждому участнику методическую работу – «Штрихи на трубе»

Второй день был посвящён вопросам истории, теории и практики отечественного исполнительства. Прокопов В. М. поделился своими воспоминаниями о совместной работе с Докшицером Т. А. в оркестре Большого театра.

Интересной была дискуссия о совместной работе Вячеслава Михайловича с американскими музыкантами на международном фестивале – «Музыку делаем вместе», где Прокопову В. М. подарили трубу. Обсуждались вопросы перспективы развития российского духового исполнительства. Здесь Вячеслав Михайлович подробно рассказал о прошедших и будущих престижных конкурсах в нашей стране, и какие сейчас принимаются меры по развитию духового исполнительства. Так же совместно обсудили программу в номинации «труба» на предстоящем «VI Всероссийском открытом конкурсе исполнителей на медных духовых и ударных инструментах им. А. А. Нестерова», который состоится в ноябре 2019 года в Нижнем Новгороде.

Заключительным аккордом этой встречи стала презентация новой методической работы педагога Нижегородской консерватории по классу трубы Александра Сергеевича Бевза – «Бесприжимка – миф или реальность» В своём выступлении Александр Сергеевич подробно рассказал о работе над книгой и о самой бесприжимной системе трубача и в чём её суть.

Надо сказать, что в области духового исполнительства вообще мало кто пишет, поэтому факт написания такой работы – это очень важное событие не только для нижегородских трубачей, но и для всего духового сообщества. Думается, что со временем эта работа найдёт достойное применение в учебном процессе по воспитанию духовиков. Здесь же наметили провести в Москве, в РАМ им. Гнесиных такую же презентацию этой книги в ноябре 2018 года.

В заключении хочется выразить благодарность ректорату, кафедре медных духовых инструментов, деканату факультета дополнительного образования и повышения квалификации Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки за чёткую, организованную работу на курсах повышения квалификации «Нижегородские музыкальные ассамблеи» 2018.

Проведение мастер – класса профессора по классу трубы Вячеслава Михайловича Прокопова в Нижегородской государственной консерватории показало важность и полезность этого мероприятия. Такие встречи всегда приносят хорошие результаты, и идут на пользу развития российского духового исполнительства.