Прокопов Вячеслав Михайлович

Персональный сайт

«Методические и педагогические принципы Профессора – Тимофея Александровича Докшицера»

Прокопов В.М.

Заслуженный артист Р.Ф.,

профессор.


С именем замечательного советского трубача народного артиста Р.Ф. Тимофея Докшицера связаны многие блестящие достижения современного исполнительского искусства. Огромное число концертов, записей, плодотворная артистическая и педагогическая деятельность – все это выдвинуло его в ряд самых известных и авторитетных музыкантов России.

Т. Докшицер родился на Украине, в семье музыканта. С девяти лет учился игре на трубе в Москве, став воспитанником оркестра кавалерийского полка. Начался долгий путь совершенствования; сначала – в училище им. Глазунова и Центральной музыкальной школе, затем – в училище и в Государственном музыкально -педагогическом институте имени Гнесиных. Наставниками молодого музыканта были известные советские трубачи М. Табаков и И. Василевский. В феврале 1941 года Докшицер – лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов исполнителей, а в 1947 году одерживает победу на Международном конкурсе в Праге.В эти годы молодой трубач много концертирует и одновременно работает в оркестре Большого театра СССР. В 1957 году он оканчивает дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского по классу профессора Лео Гинзбурга.

Тимофей Докшицер – выдающийся музыкант, продвинувший далеко вперед искусство игры на трубе. В его руках этот инструмент приобрел подлинную сольную значимость, соперничая с гибкостью, подвижностью деревянных духовых, экспрессивным звучанием струнных, бельканто вокала. «Докшицер моделирует каждую фразу так искусно, что ему могли бы позавидовать многие известные певцы и инструменталисты», – пишет болгарская газета «Работническо дело», а американец Джон Берроуз на страницах журнала «Брасс Верлд» восклицает: «Его игра положительно превосходит возможности инструмента».

Виртуозность Докшицера феноменальна, и гениальный трубач придавал своему инструменту бесконечное число самых разнообразных оттенков. Но не только эти качества делали его игру уникальным явлением. Артистический дар Докшицера – это

целый комплекс свойств, окрашенных яркой индивидуальностью, современным мировосприятием художника. «Каждый раз меня глубоко захватывает не только блестящая техника, но и высокоинтеллектуальное внутреннее содержание, а так же сама культура игры на этом инструменте, для которой я нахожу только одно название -«вершина мастерства», – говорил о Докшицере известный немецкий дирижер Курт Мазур.

Репертуар музыканта огромен и включал в себя практически все, что написано для трубы или может быть на ней исполнено: от классических произведений Баха, Бибера, Гайдна, Гуммеля, Альбинони, Тартини, Вивальди до современных -Мясковского, Шостаковича, Вайнберга, Щедрина, Эшпая, Арутюняна, Гершвина, Тамберга, Пахмутовой. Интерпретация Докшицера всегда стилистически точна, своеобразна и «авторизована»; многие сочинения артист исполнял в собственной редакции и обработке, а концерты Гайдна, Гуммеля, Арутюняна звучали с его каденциями. Часто он включал в программы своих выступлений популярные скрипичные, фортепианные и вокальные миниатюры – пьесы Крейслера, Сарасате, Динику, Дебюсси, Равеля, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Рахманинова. Искусство этого большого мастера способствовало появлению многих интересных музыкальных сочинений для трубы. Специально для Докшицера созданы концерты Вайнберга, Тамберга, Нестерова, Крюкова, Пескина, Красотова, Троцюка и другие, различные по жанру произведения. Музыкант выступал с симфоническими и камерными оркестрами, играл с органом и духовыми инструментами.

Его соло украшали спектакли Большого театра СССР: яркий, сияющий, полетный звук Докшицера можно было слышать в «Лебедином озере», «Щелкунчике» Чайковского, «Войне и мире», «Ромео и Джульетте»Прокофьева, «Спартаке» Хачатуряна… Докшицер записал более 25-ти дисков, сделал огромное количество переложений, издал три книги: «Трубач на коне», «Из записной книжки трубача», «Путь к творчеству» и создал «Систему комплексных упражнений трубача» которые пользуются большой популярностью.

Имя Т.А. Докшицера во все времена было примером для подражания, как в нашей стране так и за рубежом. В подтверждение этому он был избран пожизненным членом директората «Международной гильдии трубачей». Искусство Тимофея Докшицера получило широкое признание. Он объездил, как солист более пятидесяти стран мира и был участником различных исполнительских семинаров, международных конкурсов и фестивалей.

Много времени Т.А. Докшицер отдавал просветительской и педагогической деятельности. В 1961 году он основал «ДОТ» – добровольное общество трубачей при ЦДРИ, затем это общество переросло в «Ассоциацию духовиков ЦДРИ». Оно существует и в настоящее время. Более тридцати лет Докшицер являлся профессором РАМ им. Гнесиных. Из его класса выпустилось более ста высокопрофессиональных трубачей, которые и поныне украшают лучшие оркестры нашей страны.

Педагогическая деятельность Т.А. Докшицера началась, когда ему исполнилось более 20-ти лет и продолжалась практически всю сознательную творческую жизнь.

В своей педагогической деятельности он всегда опирался на принципы своих учителей: И.А. Василевского и М.И. Табакова. В своих книгах он обобщил опыт накопленный за многие годы. Ценность этих наблюдений заключается в том, что они принадлежат музыканту, который всю жизнь совмещал работу в оркестре Большого театра с активной сольной концертной деятельностью.

По его мнению техника игры духовика зависит от координационных действий четырех групп мышц: губных мышц, мышц языка, органов дыхания и пальцев рук. Эти четыре вида мышечных движений и составляют основу исполнительского аппарата духовика, в том числе – трубача.

Что касается постановки мундштука на губах, то он считал не допустимым вмешательство в эти вопросы. Он говорил; что мундштук сам найдет положение на губах, а ставить его искусственно выше, ниже, левее или правее – это шарлатанство.

Тимофей Александрович советовал каждому студент завести записную книжку, куда бы тот записывал все замечания педагога или все о чем говорилось на уроке. На уроках большую часть времени он уделял изучению нотного материала, на основе которого вырисовывалась музыка. Очень часто, когда студент не понимал поставленных перед ним задач, Тимофей Александрович брал инструмент и сам показывал, что нужно сделать. Конечно – все кто слышал, как он играет попадали под его влияние и многие его игру «копировали», но не всем это удавалось. Я тоже попал под это влияние, но Тимофей Александрович в мягкой форме объяснил, что мне не следует этого делать, а надо развивать свои природные способности, за что я ему очень благодарен.

По мнению Т.А. Докшицера работа аппарата трубача – это атака звука, ведение звука, окончание звука, а так же приемы соединения звуков.

Он считал, что главный принцип звукоизвлечения – это извлечение звука простой атакой, на слог «Та»( «Ту», «Та», «Ти»). В практике употребляется несколько наименований атаки: твердая, жесткая, обычная (ординарная), прямая. Т.А. Докшицер считал, что термин «простая атака» точнее других определяет суть данного приема. И на уроках он по многу раз повторял каждому студенту, что нужно извлекать звуки на слог «Та».

Что касается штрихов, то еще в 60-е годы Тимофей Александрович сделал классификацию штрихов, и в виде пластинки вышла его озвученное пособие – «штрихи на трубе», которое в последствии стало очень популярным среди трубачей. В книге «Путь к творчеству» очень подробно описано предназначение штрихов и их влияние на интерпретацию музыки. Там же есть таблица штрихов.

Штрихи, исполняемые простой атакой языка: деташе, маркато, мартеле, стаккато, стаккатиссимо, нон легато.

Мягкой атакой – портато

Без атаки языка – легато, маркированное легато.

Гаммам и этюдам Тимофей Александрович уделял очень большое внимание. Урок всегда начинался исполнением гаммы в достаточно беглом темпе. Он всегда повторял, что школа Ж. Арбана всегда должна быть на пульте и особенно это касается раздела -«гаммы».

Что касается изучения этюдов, то здесь Тимофей Александрович был непримирим к студентам, которые плохо изучали этюды. Он сам мог в любой момент взять трубу и вспомнить любой этюд Вурма, Арбана, Бёме, Брандта и требовал от студентов того же.

Тимофей Александрович был величайшим интерпретатором музыки. Он считал, что без грамотного чтения нотного текста нельзя рассчитывать на подлинный успех в интерпретации музыки. И еще – надо обозначить задачи, стоящие перед исполнителем, без решения которых интерпретация невозможна.

1.   Определение образа, характера и жанрового содержания музыки.

2.   Определение технических приемов и штрихов, позволяющих выявить образ и характер произведения.

3.   Определение темпа соответствующего характеру музыки.

4.   Определение динамических оттенков и нюансов, которыми исполнитель расцвечивает музыку.

Конечно в маленькой статье невозможно описать все важное, что делал и говорил Тимофей Александрович, но все то огромное наследие, что он оставил после себя уже сейчас является лучшим учебным пособием и практическим руководством в воспитании не только трубачей, но и всех музыкантов – духовиков.

Тимофей Александрович учил нас не только музыке. Он готовил нас к выступлениям на сцене и игре в оркестре, поведению в обществе и отношению к товарищам, коллегам.

Вся его жизнь – это пример высочайшей гражданственности, беззаветного служения музыке и фанатической преданности своему инструменту – ТРУБЕ.

 

Некоторые афоризмы Т.А. Докшицера:

«Медленная музыка без движения – мертва»

«Быстрая музыка без контроля темпа и ритма,

без четкого звучания малых длительностей – пуста»

« Покажи, как ты занимаешься – и я скажу, чего ты достигнешь»

«Кто толково занимается, тот и играет «хорошо»

«Сумел понять – постарайся сделать»

«По твоей игре могу сказать, каков твой учитель»