Брасс – квинтет Большого театра 1982 – 2002 годы

Брасс – квинтет Большого театра

1982 – 2002 г.

Со дня основания Большого театра в оркестре всегда существовало большое число различных ансамблей . И в моё время музыканты оркестра тоже хотели музицировать на сцене. Несмотря на гигантскую нагрузку в театре многие артисты оркестра с большим удовольствием принимали активное участие в таких ансамблях . Ансамбль скрипачей п/у  Юлия Реентовича, Ансамбль солистов п/у Александра Лазарева, Ансамбль ударных инструментов п/у Виктора Гришина, Брасс – квинтет п/у Вячеслава Прокопова, Квартет тромбонов п/у Анатолия Скобелева  и многие другие. Все эти ансамбли состояли из высоко профессиональных  музыкантов, отлично владевших искусством ансамблевого музыцирования, поэтому  они оставили после себя такое наследие, которым нынешнее поколение может смело гордиться. Толчком к созданию « Брасс – квинтета Большого театра» послужил концерт,  впервые приехавшего в Москву уникального ансамбля. Это – « Канадиен – брасс». Они приехали на гастроли с  Монреальским хором, и своего концерта не имели. В концерте этого хора  играли всего несколько номеров. Я совсем случайно увидел в городе маленькую афишку ,  позвонил Т.А. Докшицеру, и мы вечером присуствовали на концерте в Зале Чайковского. После концерта подошли к музыкантам за сцену. Они хорошо знали Тимофея Александровича и очень обрадовались увидев нас. Тимофей Александрович тут же пригласил их в Институт им. Гнесиных и на следующий день они играли у нас в Большом зале института. То, что мы услышали – нас просто потрясло. Я до этого никогда не видел и не слышал , что бы музыканты , играющие на медных инструментах так легко и непринуждённо исполняли труднейшую музыку. То, как они двигались по сцене и одновременно играли, говорило об очень высоком уровне владения инструментом и высочайшей ансамблевой культуре. В тот вечер они творили просто чудеса. После этого концерта я твёрдо решил, что в Большом театре тоже должен быть такой ансамбль и начал собирать ноты, слушать записи различных ансамблей, сравнивать , анализировать и думать про возможность создания такого ансамбля. В этих приготовлениях прошёл целый год, прежде, чем мы начали репетировать. Обычно репетиции проходили с  8 до 9:20 утра так, как в 9:30 начинались оркестровые репетиции. Все участники ансамбля были высоко профессиональными музыкантами, но прежде , чем мы стали настоящим ансамблем в полном смысле —  пришлось пройти через колоссальные трудности. И прежде всего это касалось звучания. У меня постоянно в ушах было это звучание, но наш ансамбль так не звучал. И только после многочисленных репетиций наконец то мы стали звучать, как слаженный коллектив, где виден ансамбль единомышленников. Первый концерт, который состоялся в ЦДРИ был восторженно встречен и оценён московскими музыкантам и с тех пор мы стали желанными гостями в концертных залах Москвы и не только.

Вот первый наш состав:

Вячеслав Прокопов , Алексей Корольков – трубы, Аркадий  Шилклопер – валторна, Александр Морозов – тромбон, Александр Казаченков — туба.

Затем  участники ансамбля менялись. В разные годы с нами играли : Валерий Голиков, Шамиль Лутфрахманов, Игорь Сазонов, Денис Провкин, Владимир Шиш, Эркин Юсупов , Александр Тарасов . В начале мы выступали в концертах , которые проходили на сцене Большого театра и Кремлёвского Дворца съездов, а так же в шефских концертах, играя по несколько пьес. Всё это время  продолжали ежедневные репетиции, наращивая репертуар. Настоящим испытанием для нас явилось выступление на семинаре духовиков в Ленинграде,  в 1984 году, куда нас пригласил Виталий Михайлович Буяновский, устроитель этого семинара.  Ленинград всегда славился хорошими духовиками и обилием разных ансамблей, поэтому мы готовились к этому выступлению более , чем серьёзно.  И успех превысил наши ожидания – нас принимали, просто здорово. Самым лестным отзывом для нас явилось высказывание Ленинградских музыкантов о том , что и в нашей стране появился Брасс – квинтет, который можно сравнить с лучшими ансамблями мира . Это было широкое признание со стороны духовиков, которые приехали с разных концов нашей огромной страны . После этого нам посыпались предложения, с просьбой приехать на гастроли и таких предложений было множество . Специфика  работы в Большом театре , конечно не позволяла нам планировать длительные гастроли . Мы могли , в лучшем случае уехать на два дня . Поэтому планировали концерты, в основном на понедельник, наш выходной день. Первые десять лет мы очень активно гастролировали не только в нашей стране , но и за рубежом . В Московской филармонии мы имели свой абонемент , состоящий из шести концертов в сезон , который пользовался большой популярностью . За это время мы посетили Таллин . Концерт проходил в городской ратуше. Затем нас пригласили на фестиваль в Польшу . На этом фестивале нам выделили автобус – и мы в течении десяти дней исколесили почти всю страну .  Играли в самых престижных залах , и они были переполнены широкой публикой . А в Варшаве польские музыканты устроили нам шикарный приём , который мы запомнили надолго . Были в нашей гастрольной жизни и курьёзные случаи . Прилетели  в Донецк и увидели , что весь город оклеен нашими афишами , но вместо привычного бренда « Брасс – квинтет Большого театра СССР» на всех афишах было написано – « Брамс – квинтет Большого театра». Когда , в недоумении мы спросили, что это значит? Нам объяснили , что редакторы в филармонии, которые печатали афишу, подумали , что это опечатка , а слово брасс больше подходит к плаванию, чем к музыке и напечатали Брамс – квинтет . В те времена даже композиторы не все знали – что это означает . Многие , услышав наш концерт , писали новые сочинения , специально для нашего ансамбля , а Реваз Габичвадзе сочинил даже целую симфонию, в четырёх частях . Олег Облов написал сюиту – « Сказочные образы», Н. Сидельников – « Венскую симфониетту» в четырёх частях . Ботяров, Боярский, Эшпай , Ульянич , Луппов , Юсупов и многие другие . А сюиту  А . Арутюняна « Армянские  эскизы» мы исполняли в Колонном зале Дома союзов . В Венгрии в г. Барче на международной конференции духовиков состоялся наш концерт , который был очень тепло встречен участниками этого форума . Так же были в числе участников незабываемого международного фестиваля —  « Арена де Верона», который проходил в Италии . Итальянские музыканты нас очень хорошо приняли и после окончания фестиваля выпустили компакт диск , с нашими записями . В те годы мало практиковались видео съёмки , поэтому не все наши концерты записывались , но такие немногочисленные записи есть. А на телевидении сохранились даже клипы с нашим участием . В 90 е годы, после распада СССР , по понятным причинам предложений на гастроли стало поступать меньше и мы в 1996 году поехали на три месяца в Японию . За время пребывания в этой экзотической стране мы дали огромное количество концертов и объездили всю Японию — с юга до северных островов . Наше последнее совместное выступление состоялось в малом зале ГМК им. Гнесиных в 2003 году. После этого мы вместе уже не играли .

 

 

 

Венгрия – г. Барч.

Подводя итог двадцатилетней деятельности « Брасс – квинтета Большого театра» можно с  уверенностью сказать , что создание и существование этого ансамбля помогло поднять планку ансамблевого исполнительства в нашей стране на ещё  большую высоту и дало толчок к возникновению многих коллективов , подобного направления . В России до сих пор многие ансамбли используют нотный материал из репертуара « Брасс – квинтета Большого театра» , а студенты во всю слушают и смотрят наши записи и на этих записях учатся .