Из воспоминаний профессора В.М. Прокопова

Посещение занятий музыкального кружка в Оренбургском Дворце пионеров для меня стали как бы путевкой в последующую творческую жизнь.

Началось это в 1957 году, когда меня одиннадцатилетнего мальчика направили во Дворец пионеров, в кружок горнистов и барабанщиков. Я учился в школе №39 на Парковом проспекте, около вокзала. На всех школьных пионерских слетах выносили знамя, и все это торжество сопровождалось громкой игрой горниста и барабанщика. Меня заметила наша пионервожатая Люда и направила во Дворец пионеров. Как сейчас помню: «Пришли мы с горнами на второй этаж, нас было 35 мальчишек. Вышел к нам Исаак Григорьевич Острин и скомандовал «Стройся». Мы выстроились в две шеренги. Он показал рукой, чтобы мы подняли свои горны, облизали губы, взяли дыхание и издали первый звук. Что тут было! Мы все так сильно дули, что люстры качались. Он выбрал человек десять и сказал, чтобы мы пришли в следующий раз со своими горнами. Мне очень повезло, что первым моим учителем на трубе был Исаак Григорьевич Острин.

Он был в чине подполковника и до этого являлся инспектором военно-оркестровой службы Южноуральского военного округа. Главное, что он был профессионалом высшего класса, и мог научить играть на любом духовом инструменте. И что очень важно, он видел – кто на каком инструменте должен играть. Потому, что в последствие те школьники, которые посещали занятия духового оркестра стали профессиональными музыкантами. Но сначала мы играли на фанфарах; без нас не обходился, ни один городской слет пионеров и школьников. А фанфары, к которым был прикреплен красный вымпел с золотой каемкой и посередине большими буквами надпись – «Дворец пионеров» были обязательным атрибутом всех областных и городских детских торжеств. Меня всегда переполняли радость и чувство гордости за то, что я был участником этих событий. Потом во Дворце пионеров появился комплект инструментов для духового оркестра и мне дали трубу. С этого началось мое знакомство с музыкой, и я сразу забросил и футбол, и хоккей и все уличные забавы, которые до этого были для меня главными. Исаак Григорьевич учил нас и теории и практике, много рассказывал о музыке и музыкантах. Вот тогда я и решил, что буду музыкантом. Моя мама, Лидия Леонидовна была очень музыкальна: играла на гитаре, хорошо пела и очень хотела, чтобы ее дети стали музыкантами. Ее мечта сбылась и три мои сестры – Галина и Татьяна играют на аккордеоне, а Ольга на скрипке. Годы, проведенные во Дворце пионеров повлияли на мое воспитание и музыкальное развитие.

Кроме духового оркестра был хор и танцевальный кружок. Исаак Григорьевич организовал «Ансамбль песни и пляски Оренбургского Дворца пионеров» и мы выступали на предприятиях и на разных городских площадках. Кроме этого у нас были концерты, где мы солировали. Помню, нам аккомпанировал на баяне Николай Семенович – баянист от бога. Он не знал нот и все играл по слуху, в том числе и любые аккомпанименты. Я в концертах играл «Жаворонок» Глинки и «Неаполитанский танец» Чайковского, который в последствие много раз исполнял в балете Большого театра «Лебединое озеро». Духовой оркестр посещали мальчишки, которым нравились звуки духового оркестра и эти звуки влились в них на всю жизнь.   Миша Алехин – солист Госцирка в Москве, братья Кузьмины (один валторнист, другой трубач) живут в Самаре, работают в опере, Володя Суд (Макеев) – трубач, окончил Оренбургское музыкальное училище, Аркадий Твардовский – кларнетист, два брата Мартыновы– один тубист, другой баритонист в Одессе, Вадик Мисевич – кларнетист, который работает в ансамбле «Песняры» со дня основания. Мы с большой благодарностью часто вспоминаем детские годы, проведенные во Дворце пионеров и педагогов воспитавших нас. Директором в то время была Людмила Михайловна Тимофеева – это необыкновенный человек.

Она нас по матерински любила и опекала, как могла. Каждое лето Людмила Михайловна брала лучших кружковцев, из судомодельного, авиамодельного, музыкального кружка и везла нас в пионерские лагеря в «Дубки», где мы организовывали кружки и в то же время сами отдыхали – бесплатно все лето. Она очень профессионально руководила работой Дворца пионеров. Бегала по разным областным инстанциям и с завидной оперативностью пробивала средства на разные творческие проекты. Когда нам сделали концертные костюмы для «Ансамбля песни и пляски» мы были в неописуемом восторге. Заместителем была Валентина Ивановна, которая отвечала за все концерты и мероприятия. Она возила нас даже в Куйбышев (Самара), где я впервые попал в театр оперы и балета и услышал «Щелкунчик» Чайковского. Я и после поступления в Оренбургское музыкальное училище в 1961 году еще долго посещал занятия духового оркестра, а светлые годы, проведенные в Оренбургском Дворце пионеров, я вспоминаю всю свою жизнь.

Солист оркестра Государственного   Академического Большого театра России, Заслуженный артист Р.Ф., профессор Российской Академии Музыки им. Гнесиных – Вячеслав Михайлович Прокопов