Мой первый учитель Алексей Наумович Крумгант

Мой первый учитель Алексей Наумович Крумгант

1.03.1925 – 13.07.2010

Эта статья о человеке, который всю свою жизнь посвятил музыке, а конкретнее — становлению и развитию исполнительства на трубе и популяризации духового искусства в Оренбуржье. Замечательный музыкант, просветитель, блестящий трубач, классный аранжировщик и инструментовщик, отличный организатор, дирижёр и великолепный педагог. Такие слова обычно пишут про выдающихся музыкантов, но Алексей Наумович и есть выдающийся музыкант. В условиях того времени, когда он жил и работал трудно полностью раскрыть свой талант. Но Алексей Наумович своим трудом и упорством смог доказать, что своё предназначение на земле он выполнил сполна. В народе говорят, что талант в карман не спрячешь и не пропьёшь. Так вот Алексей Наумович – как говорят «трубач от бога».  Он обладал феерической техникой и большим диапазоном, а по виртуозности его можно было сравнить, разве что с Т. Докшицером или Р. Мендесом.

Но Крумгант то жил и работал в Оренбурге, а не в столицах. А родился и вырос он на Витебщине в Белорусии, и в Витебске в 1941г. закончил 1 курс музыкального училища, но началась война, и пришлось эвакуироваться. В 1947 году Алексей Наумович сдал экзамены в институт военных дирижёров и должен был учиться у самого Михаила Иннокентьевича Табакова, но так как он не имел документов о среднем образовании, его в институт не зачислили. С уверенностью можно сказать, что если бы он остался в Москве, то наверняка его имя сейчас бы стояло в числе выдающихся российских музыкантов. Но судьба распорядилась иначе, и он связал свою жизнь с Оренбургом. Здесь он окончил музыкальное училище и остался служить в армии. Но когда собирался городской симфонический оркестр, то на первую трубу всегда приглашали Алексея Наумовича, о чём свидетельствуют многочисленные афиши и сохранившиеся программки тех концертов. И здесь же он встретился с Натальей Ивановной, с которой прожил в любви и согласии долгую и счастливую жизнь. Их дети – Ольга и Светлана сейчас живут и работают в Оренбурге. Они пошли по стопам родителей: Ольга — директор музыкальной школы, а Светлана преподаёт в Оренбургском областном колледже искусств, где многие годы работали Алексей Наумович и Наталья Ивановна. Здесь хочется вспомнить историю про то, как они строили дом. Алексея Наумовича очень любили и уважали музыканты оркестра Суворовского училища, где он служил. Когда он женился надо было где то жить. И вот тут то и проявилась музыкантская солидарность. Дом строили всем оркестром. И за несколько дней жильё было готово, да какое жильё. В этом доме Алексей Наумович и Наталья Ивановна жили несколько лет, пока не переехали в другое место. У них всегда была дружная семья, поэтому, то они и в работе преуспевали. Алексей Наумович руководил оркестром, а Наталья Ивановна была бессменным руководителем хора. И всё они успевали делать и дома и на работе.

Меня судьба свела с Алексеем Наумовичем в 1961 году, когда я поступил в Оренбургское музыкальное училище, а он в то время являлся педагогом по классу трубы. Очень хорошо помню, какое ошеломляющее впечатление произвёл на нас, тогдашних мальчишек этот удивительный музыкант. Первое, что он сделал – взял трубу и заиграл, но как заиграл. До этого я не слышал, чтобы так владели инструментом. Мы, 14 летние мальчишки (Миша Алёхин, Юра Агеев и Саша Матвеев) были очарованы его игрой. С тех пор, сколько бы Алексей Наумович со мной не занимался, я все его замечания и советы воспринимал как самые главные в жизни установки. Методика у него была самая простая. Если что то у нас не получалось или мы не понимали, он просто брал трубу и показывал. Сколько я помню – мундштук у него всегда был с собой. Что меня удивляло, так это то, что Алексей Наумович знал практически весь трубный репертуар. Важно, что инструмент у него звучал во всех регистрах одинаково насыщено и полно, без форсирования. Техника была просто феерическая. А приёмы, при помощи которых он достигал всё это, я у него позаимствовал и пользовался ими в течении всей своей жизни и в оркестровой практике и в педагогике. Получается, что все методические и педагогические принципы Алексея Наумовича Крумганта, и в настоящее время актуальны и помогли мне воспитать несколько поколений профессиональных трубачей. Возвращаясь к тем годам, хочется вспомнить как жил и работал Алексей Наумович. Он служил в военном оркестре, затем преподавал в музыкальном училище, а вечером играл в эстрадном оркестре к/т «Победа». И в этом режиме  жил многие годы. В оркестре он играл 1 трубу и был руководителем этого оркестра, самого лучшего в Оренбурге. В то время мало издавалось нот для такого оркестра, и Алексей Наумович сам делал инструментовки, аранжировки и аккомпанементы для солистов. Все инструментовки были настолько классные, что многие руководители оркестров просто умоляли дать им эти ноты. Он мог за один вечер инструментовать любое сочинение и на следующий день мы уже его репетировали. Конечно – это дар божий. Причём он мог сделать инструментовку, как для любого состава, так и для духового оркестра.

Оркестр к/т «Победа» под руководством Алексея Крумганта (1964г.) второй ряд, сидят справа налево: Анатолий Ненцев (тромбон), Алексей Крумгант (труба), Вячеслав Прокопов (труба), Николай Кувалдин (уд.)

Много лет Алексей Наумович работал в Оренбургском колледже искусств, где был руководителем духового оркестра. И на этом поприще он тоже показал себя с самой лучшей стороны. Оркестр под его управлением был участником всех значимых мероприятий, проводимых в Оренбурге – будь то фестиваль, конкурс или ответственный концерт. За свою долгую и творчески насыщенную жизнь Алексей Наумович сумел доказать, что трудом и терпеньем можно сделать невозможное. В числе его многочисленных учеников замечательные музыканты, профессора, дирижёры и преподаватели различных учебных заведений. В силу своего скромного характера он никогда не кичился своими достижениями, а с удовольствием делал то, что дано ему богом. Жизнь Алексея Наумовича Крумганта – это как бы музыкантский подвиг и хороший пример для последующих поколений. Его личность смело можно отнести к выдающимся музыкальным деятелям Оренбургского края, а его достижения должны быть вписаны красными буквами в историю развития музыкального искусства Оренбурга.

Ученик Алексея Наумовича Крумганта, Солист оркестра Большого  театра, Заслуженный артист Р. Ф., профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, Председатель «Ассоциации музыкантов – духовиков ЦДРИ» Вячеслав Прокопов