Прокопов Вячеслав Михайлович

Персональный сайт

Мастер – классы профессора Прокопова В. М. в Красноярске

В Красноярском государственном институте искусств с 14 по 17 ноября 2018 года, в рамках проекта Санкт – Петербургского Дома музыки «Посольство мастерства» прошли выездные мастер – классы профессора РАМ им. Гнесиных Вячеслава Михайловича Прокопова.

Проект «Посольство мастерства» уникален тем, что педагоги сами приезжают в учебные заведения, которые находятся вдали от столичных музыкальных центров. Он существует уже много лет и каждый раз в нём принимают участие всё новые и новые известные исполнители, и педагоги. Конечно – это заслуга Санкт – Петербургского Дома музыки и его Художественного руководителя – Сергея Павловича Ралдугина.

На этот раз мастер – классы проходили на берегах Енисея, в Красноярском государственном институте искусств. Все четыре дня малый зал КГИИ был отдан трубачам и в нём с утра до вечера звучала только труба. В проведении мастер – классов в основном принимали участие студенты колледжа при КГИИ (класс доцента Петра Николаевича Казимира). Пётр Николаевич сам замечательный музыкант, дирижёр, аранжировщик уже много лет работает в этом учебном заведении и на нём лежит вся основная работа со студентами. Кроме его студентов в мастер – классах участвовали учащиеся ДМШ № 5 (педагог Стеганцев Р. Д.),  ДШИ №15 (педагог Новиков Д. В.), Ачинской  ДМШ №1(педагог Аунс А. В.), а так же Красноярского колледжа искусств им. П. И. Иванова – Радкевича (педагоги – Дюков В. В., Рабинович И. А.), некоторые приехали из близлежащих городов, находящихся за сотни километров.

Расписание открытых мастер-классов

проекта «Посольство мастерства»

в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный институт искусств»

 

Труба

Заслуженный артист России, профессор

Вячеслав Прокопов

14.11-17.11.2018

Малый зал КГИИ

14.11.2018г. Среда

Место проведения Время провидения

ФИО

участника

ФИО

преподавателя

Программа

участника

1. Малый зал КГИИ 11.00-11.45

Усатов Константин

Николаевич

студент I курса музыкального колледжа при КГИИ

Засл.деят.

искусств РТ доцент КГИИ

Казимир Петр Николаевич

 

Т. Альбинони

Концерт для трубы G moll в IV частях

Концертмейстер:

Ася Николаевна Головина

2. Малый зал КГИИ 11.50-12.35

Захарова Кристина Алексеевна

студентка I курса музыкального колледжа при КГИИ

Засл.деят.

искусств РТ доцент КГИИ

Казимир Петр Николаевич

 

Ж. Лойе

Соната для трубы с фортепиано

в V частях

Концертмейстер:

Ася Николаевна Головина

3, Малый зал КГИИ 12.40-13.25

Оюн Елена Орлановна

студентка I курса музыкального колледжа при КГИИ

Засл.деят.

искусств РТ доцент КГИИ

Казимир Петр Николаевич

 

Л. Коган

Концерт для трубы

с ф-но

Концертмейстер:

Ася Николаевна Головина

14.11.2018г. Среда

(продолжение)

Место проведения Время провидения

ФИО

участника

ФИО

преподавателя

Программа

участника

4. Малый зал КГИИ 14.00-14.45

Плавский Павел Владимирович

студент IV курса Музыкального колледжа при КГИИ

Засл.деят.

искусств РТ доцент КГИИ

Казимир Петр Николаевич

 

Арутюнян

Концерт для трубы с оркестром

Концертмейстер:

Приходько Денис Михайлович

5. Малый зал КГИИ 14.50-15.35

Андриенко Артём Михайлович

студент IV курса Музыкального колледжа при КГИИ

Засл.деят.

искусств РТ доцент КГИИ

Казимир Петр Николаевич

 

А. Пахмутова

Концерт для трубы с оркестром

Концертмейстер:

Приходько Денис Михайлович

Перед началом встречи Вячеслав Михайлович Прокопов рассказал о себе и поделился воспоминаниями о своём учителе. Как судьба свела его с выдающимся музыкантом современности, Тимофеем Александровичем Докшицером. Как он учился у него в ГМПИ им. Гнесиных и работал вместе с ним в оркестре Большого театра. Здесь же Прокопов В. М. подарил книги, ноты, методические пособия и диски с записями из огромного наследия Тимофея Александровича Докшицера.

Первый день был посвящён работе над произведениями крупной формы и пьесами. В основном, все со своими программами справились. И здесь просматривается очень чёткая тенденция – «владение инструментом преобладает над музыкальным развитием» то есть трубач хорошо владеет инструментом, но его музыкальное развитие на уровне музыкальной школы. К сожалению, такая ситуация не только у исполнителей на медных духовых инструментах, но и на деревянных тоже. Все умеют играть громко и тихо, высоко и низко, красиво и быстро, но не знают как это всё применить, потому, что не знают когда родился и в какую эпоху жил и трудился тот или иной композитор.

А ведь нельзя играть музыку Моцарта так же, как Шостаковича или Прокофьева. Каждая эпоха диктует своё звучание, отношение к нюансам, штрихам, звукоизвлечению. Вот этого как раз и не хватает сейчас нашим духовикам, потому, что они не ходят на концерты скрипачей, пианистов, вокалистов. А повышать свой культурный и музыкальный уровень можно только посещая музеи, театры, концерты симфонической и инструментальной музыки. Только так можно научиться понимать классическую музыку.

Второй день был посвящён индивидуальным занятиям трубача.

Вопрос – как заниматься, чем и когда, сколько времени и как распределить это время всегда волнует всех трубачей. Надо понимать, что все трубачи с разными природными данными, поэтому этот раздел и называется – индивидуальные занятия. Нельзя всем подряд давать одни и те же упражнения. В процессе проведения мастер – классов Вячеслав Михайлович ознакомил студентов колледжа с новыми методиками и рекомендациями для укрепления исполнительского аппарата. Так же он коснулся вопроса исполнительского дыхания. Суть вопроса в том, что если трубач мало использует дыхание, то есть не надувает трубу должным образом, то губы трубача очень быстро устают и наоборот – если трубач активно дышит, помогает себе всем телом, то он мало жмёт мундштуком на губы и они меньше утомляются. Отсюда – хорошая выдержка и творческое долголетие трубача. Что касается штрихов на трубе, то сейчас есть методическое пособие Т. А. Докшицера – «Штрихи на трубе», где он сам рассказывает и исполняет все штрихи, которыми пользуется трубач. Конечно, нельзя за 2,3 урока научить играть на инструменте, но рекомендации, которые получает участник мастер – классов помогут ему разобраться в огромном море методической информации. И всё это идёт на благо развития духового исполнительства в России.

Красноярский государственный

институт искусств

Ноябрь 2018 года