Прокопов Вячеслав Михайлович

Персональный сайт

«Посольство мастерства» Проект Санкт – Петербургского Дома музыки г. Киров

В Кировском музыкальном колледже им. И. В. Казенина с 24 по 26 ноября 2013 года прошли мастер – классы профессора РАМ им. Гнесиных – Прокопова В. М. Это не первый приезд Вячеслава Михайловича в Киров. Он уже приезжал в колледж,в прошлом году. Все эти мероприятия связаны с широкомасштабным проектом Санкт – Петербургского Дома музыки – «Посольство мастерства».

1

Первый день мастер – классов профессора Прокопова В. М. был посвящён систематическим занятиям на духовых инструментах. Эта тема очень важная для инструменталистов, особенно для духовиков.

2

Не секрет, что в этой области до сих пор нет одной понятной всем системы, которая решила бы все проблемы, связанные с обучением музыкантов – духовиков. Духовик должен развиваться комплексно. Поэтому были широко освещены вопросы звука извлечения, звука ведения, правильного дыхания, а так же выбор и применение штрихов, применимых для игры на духовых инструментах. В мастер – классах участвовали студенты колледжа: Женин Илья (труба), Чайникова Агата (труба), Смольников Николай (тромбон), Кудряшов Антон (тромбон). Все они с удовольствием занимаются на своих инструментах. Но вопросов, связанных с темой ежедневных занятий очень много: когда надо заниматься, сколько надо заниматься и чем заниматься? Существует много различных систем, но надо выбрать для себя такую, которая подходила бы именно тебе. Конечно, все эти вопросы чисто индивидуальные и у каждого должны быть свои комплексы для занятий. Поэтому и комплексные упражнения должны быть у каждого разные. То, что подходит одному, другому может пойти во вред. Вот здесь и требуется профессионализм педагога. Кому, что дать? От этого зависит будущее исполнителя. Не секрет, что не все будущие трубачи или тромбонисты получают вовремя эту квалифицированную помощь.

3

Выше показан жёсткий график занятий со студентами. Надо отметить, что все студенты приходили на занятия с удовольствием. Никого не надо было заставлять.

4

Второй день был посвящён изучению гамм и этюдов. Всем известно, что гаммы должны играть все инструменталисты и каждый день, но, к сожалению не все это делают. Просто не все, кто играет на духовых инструментах, знают – насколько важно знание гамм. Тот, кто хорошо знает гаммы, тот и пьесы играет хорошо. Пианисты и скрипачи играют гаммы с пятилетнего возраста, поэтому они очень рано усваивают все технические навыки и развиваются быстрее. У духовиков всё сложнее. Как правило, они начинают заниматься гораздо позднее, поэтому и все эти приёмы осваивают тоже позднее. Очень часто бывает, что юноша и звучит хорошо, и музыку чувствует, а сыграть, как надо не может. Поэтому к гаммам надо приучать будущих трубачей сразу, как они начали играть. С изучением этюдов у духовиков тоже проблемы. Мало, кто целенаправленно, систематически изучает этюды, а это просто необходимо. Этюды ещё не пьесы, но это уже подготовка к выразительной игре на инструменте. Этюды – тоже разные по содержанию. Этюды- пьесы, этюды- танцы, этюды- песни, этюды -марши, этюды- упражнения и всё это студент должен знать. Он должен различать эти этюды и разбираться в жанрах. От этого зависит выбор характера исполнения, динамики и выбор штриха, характерного для данной музыки. Если всё это – (нюансы, штрихи) студент пометит карандашом в нотах, то и через 20 лет он этот этюд исполнит точно так же, как выучил, будучи студентом. Третий день был посвящён изучению педагогического и концертного репертуара. В последнее время для духовиков появилось много новой нотной литературы и мы не испытываем репертуарный голод, как прежде. Поэтому студенту колледжа самое главное – подобрать те произведения, на которых он будет расти и развиваться. Но главное – как исполнять эти произведения. Существует огромное количество различных методик и рекомендаций, но почему то среди духовиков редко услышишь вдохновенную, выразительную игру, особенно в последнее время. Конечно, тут можно назвать несколько причин, но главная, всё таки в первоначальном обучении. Свойства нашего организма таковы, что в детском и юношеском возрасте любой ученик впитывает в себя, как губка – самое хорошее и самое плохое. И оттого, насколько правильно и грамотно его научили относиться к музыке в детстве – зависит его дальнейшая судьба. Все эти вопросы и были затронуты в последний день проведения мастер – классов. Конечно, за 3 дня невозможно научить музыканта всему тому, что он должен знать и уметь, но заложить основы выразительной игры и дать необходимые рекомендации для преодоления различных трудностей при игре на инструменте – просто необходимо. Очень интересным был рассказ Вячеслава Михайловича о жизни и творчестве своего учителя, выдающегося музыканта современности – Тимофея Александровича Докшицера, после чего он преподнёс в дар колледжу книги, диски с записями, методическую и нотную литературу из огромного наследия великого мастера.

5

В Кировском колледже созданы все необходимые условия для подготовки будущих музыкантов. Надо сказать, что в Кировской области, кроме областного центра имеется несколько музыкальных учебных заведений, из которых выпускаются духовики – они то и есть будущие студенты колледжа. Так в посёлке Оричи есть музыкальная школа и духовой оркестр. И всё это, благодаря энтузиасту нашего дела – Виталию Анатольевичу Борисову. В городке Вятская поляна имеется специализированная музыкальная духовая школа , которая каждый год выпускает много духовиков. В апреле в Кирове состоится региональный конкурс исполнителей на духовых инструментах. Успешному проведению мастер – классов способствовала активная поддержка директора колледжа – Владимира Григорьевича Боева. И особой благодарности заслуживает преподаватель по классу трубы, Заведующий отделом духовых и ударных инструментов – Анатолий Викторович Ялынный, который собрал и подготовил студентов для открытых уроков.

6

Несомненно, что такие встречи благотворно сказываются на развитии духового исполнительства в регионе, а юным исполнителям даёт большой скачок для успешного освоения своей профессии.