«Посольство мастерства» Проект Санкт – Петербургского Дома музыки г. Киров
В Кировском музыкальном колледже им. И. В. Казенина с 24 по 26 ноября 2013 года прошли мастер – классы профессора РАМ им. Гнесиных – Прокопова В. М. Это не первый приезд Вячеслава Михайловича в Киров. Он уже приезжал в колледж,в прошлом году. Все эти мероприятия связаны с широкомасштабным проектом Санкт – Петербургского Дома музыки – «Посольство мастерства».
Первый день мастер – классов профессора Прокопова В. М. был посвящён систематическим занятиям на духовых инструментах. Эта тема очень важная для инструменталистов, особенно для духовиков.
Не секрет, что в этой области до сих пор нет одной понятной всем системы, которая решила бы все проблемы, связанные с обучением музыкантов – духовиков. Духовик должен развиваться комплексно. Поэтому были широко освещены вопросы звука извлечения, звука ведения, правильного дыхания, а так же выбор и применение штрихов, применимых для игры на духовых инструментах. В мастер – классах участвовали студенты колледжа: Женин Илья (труба), Чайникова Агата (труба), Смольников Николай (тромбон), Кудряшов Антон (тромбон). Все они с удовольствием занимаются на своих инструментах. Но вопросов, связанных с темой ежедневных занятий очень много: когда надо заниматься, сколько надо заниматься и чем заниматься? Существует много различных систем, но надо выбрать для себя такую, которая подходила бы именно тебе. Конечно, все эти вопросы чисто индивидуальные и у каждого должны быть свои комплексы для занятий. Поэтому и комплексные упражнения должны быть у каждого разные. То, что подходит одному, другому может пойти во вред. Вот здесь и требуется профессионализм педагога. Кому, что дать? От этого зависит будущее исполнителя. Не секрет, что не все будущие трубачи или тромбонисты получают вовремя эту квалифицированную помощь.
Выше показан жёсткий график занятий со студентами. Надо отметить, что все студенты приходили на занятия с удовольствием. Никого не надо было заставлять.
Второй день был посвящён изучению гамм и этюдов. Всем известно, что гаммы должны играть все инструменталисты и каждый день, но, к сожалению не все это делают. Просто не все, кто играет на духовых инструментах, знают – насколько важно знание гамм. Тот, кто хорошо знает гаммы, тот и пьесы играет хорошо. Пианисты и скрипачи играют гаммы с пятилетнего возраста, поэтому они очень рано усваивают все технические навыки и развиваются быстрее. У духовиков всё сложнее. Как правило, они начинают заниматься гораздо позднее, поэтому и все эти приёмы осваивают тоже позднее. Очень часто бывает, что юноша и звучит хорошо, и музыку чувствует, а сыграть, как надо не может. Поэтому к гаммам надо приучать будущих трубачей сразу, как они начали играть. С изучением этюдов у духовиков тоже проблемы. Мало, кто целенаправленно, систематически изучает этюды, а это просто необходимо. Этюды ещё не пьесы, но это уже подготовка к выразительной игре на инструменте. Этюды – тоже разные по содержанию. Этюды- пьесы, этюды- танцы, этюды- песни, этюды -марши, этюды- упражнения и всё это студент должен знать. Он должен различать эти этюды и разбираться в жанрах. От этого зависит выбор характера исполнения, динамики и выбор штриха, характерного для данной музыки. Если всё это – (нюансы, штрихи) студент пометит карандашом в нотах, то и через 20 лет он этот этюд исполнит точно так же, как выучил, будучи студентом. Третий день был посвящён изучению педагогического и концертного репертуара. В последнее время для духовиков появилось много новой нотной литературы и мы не испытываем репертуарный голод, как прежде. Поэтому студенту колледжа самое главное – подобрать те произведения, на которых он будет расти и развиваться. Но главное – как исполнять эти произведения. Существует огромное количество различных методик и рекомендаций, но почему то среди духовиков редко услышишь вдохновенную, выразительную игру, особенно в последнее время. Конечно, тут можно назвать несколько причин, но главная, всё таки в первоначальном обучении. Свойства нашего организма таковы, что в детском и юношеском возрасте любой ученик впитывает в себя, как губка – самое хорошее и самое плохое. И оттого, насколько правильно и грамотно его научили относиться к музыке в детстве – зависит его дальнейшая судьба. Все эти вопросы и были затронуты в последний день проведения мастер – классов. Конечно, за 3 дня невозможно научить музыканта всему тому, что он должен знать и уметь, но заложить основы выразительной игры и дать необходимые рекомендации для преодоления различных трудностей при игре на инструменте – просто необходимо. Очень интересным был рассказ Вячеслава Михайловича о жизни и творчестве своего учителя, выдающегося музыканта современности – Тимофея Александровича Докшицера, после чего он преподнёс в дар колледжу книги, диски с записями, методическую и нотную литературу из огромного наследия великого мастера.
В Кировском колледже созданы все необходимые условия для подготовки будущих музыкантов. Надо сказать, что в Кировской области, кроме областного центра имеется несколько музыкальных учебных заведений, из которых выпускаются духовики – они то и есть будущие студенты колледжа. Так в посёлке Оричи есть музыкальная школа и духовой оркестр. И всё это, благодаря энтузиасту нашего дела – Виталию Анатольевичу Борисову. В городке Вятская поляна имеется специализированная музыкальная духовая школа , которая каждый год выпускает много духовиков. В апреле в Кирове состоится региональный конкурс исполнителей на духовых инструментах. Успешному проведению мастер – классов способствовала активная поддержка директора колледжа – Владимира Григорьевича Боева. И особой благодарности заслуживает преподаватель по классу трубы, Заведующий отделом духовых и ударных инструментов – Анатолий Викторович Ялынный, который собрал и подготовил студентов для открытых уроков.
Несомненно, что такие встречи благотворно сказываются на развитии духового исполнительства в регионе, а юным исполнителям даёт большой скачок для успешного освоения своей профессии.