Прокопов Вячеслав Михайлович

Персональный сайт

Вечер памяти Анатолия Михайловича Симонова в Оренбурге

Вечер памяти Анатолия Михайловича Симонова в Оренбурге

Анатолий Михайлович Симонов

1939 – 2003

Симонов А. М.родился в Тамбове и там же приобщился к музыке , посещая занятия  духового оркестра. В 1953 году он поступает  в Тамбовское музыкальное училище, которое заканчивает в 1957 году . Именно в этом училище Анатолию Михайловичу привили фанатичную любовь к трубе и он пронёс это чувство через всю жизнь . С 1957 по 1962 год студент Саратовской консерватории – класс доцента Иллариона Илларионовича Шишкова. В консерватории Анатолий Михайлович много занимается , выступает как солист – трубач и в тоже время углублённо изучает классическую музыку , историю исполнительства, методику преподавания на трубе . И когда , после окончания консерватории ему предложили должность преподавателя класса  трубы в Оренбургском музыкальном училище – он с удовольствием принял это предложение . Здесь то и раскрылся во всю мощь педагогический талант Анатолия Михайловича . Он сам мало играл на трубе , но его воспитание и обширное знание классической музыки помогло воспитать не одно поколение высокопрофессиональных музыкантов, которые и в настоящее время украшают многие оркестры нашей страны. Ученик Анатолия Михайловича –  Вячеслав Прокопов так отзывается о своём учителе : « Анатолий Михайлович в полной мере обладал всеми  секретами педагогики , так как за короткий срок сумел не только привить мне любовь к классике , но и подготовить к работе в Большом театре , за что ему очень благодарен» . Последние годы Анатолий Михайлович  жил и работал в Тамбове . И здесь за короткий период он сумел организовать работу в классе трубы . Думается , что каждый из огромной армии трубачей , которых выпустил Анатолий Михайлович Симонов может сказать в адрес своего учителя только самые восторженные слова благодарности  потому , что этот скромный человек самоотверженным трудом доказал своё предназначение на земле.

Ученики А. М. Симонова : Прокопов В. М. – солист оркестра Большого театра , Засл. артист Р. Ф. , профессор РАМ им Гнесиных , Юрий Агеев , Владимир Макеев ( Суд) , Алексей Пряников – преподаватель Оренбургского музыкального училища , Пётр Прокопнюк – валторнист , Юрий Сизов – валторнист , Владимир Мельников , Николай Бочкарёв , Михаил Попков , Сергей Остапенко , Юрий Шеремецинский , Сергей Зимин, Виктор Стороженко , Владимир Кузьмин , Дмитрий Стативкин, Юрий Тазарачев – Доцент Самарского института искусств , Сергей Данилов , Валерий Выскребцев , Андрей Горбунов – валторнист , профессор Волгоградского института искусств.

Мастер – класс профессора Прокопова В. М.

В Оренбургском Государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей состоялся мастер – класс профессора РАМ им. Гнесиных Вячеслава Михайловича Прокопова, который  окончил Оренбургское музыкальное училище по классу трубы в 1965 году ( класс Симонова А. М. )и более 40 лет являлся солистом оркестра Большого театра. Два дня ( 30 и 31 марта 2012 года ) в концертном зале ОГИИ им. Ростроповичей с утра до вечера звучала только духовая музыка.  30 марта  прошёл Тридцать третий Открытый региональный фестиваль – конкурс  « Молодые музыканты Оренбуржья», в котором участвовало 46 юных исполнителей, приехавших из Бузулука, Бугуруслана, Орска, Соль – Илецка.  Этот факт говорит о том , что и в настоящее время на Оренбургской земле есть замечательные педагоги и юные талантливые , перспективные музыканты. Надо отметить , что такие конкурсы здесь проходят каждый год. 31 марта день начался с мастер – класса Прокопова В. М. и закончился концертом памяти Анатолия Михайловича Симонова, который долгое время являлся преподавателем класса трубы в музыкальном училище. Мастер – класс проходил в виде открытого урока в котором участвовали студенты колледжа и института (кл. преподавателей Горшкова В. И. и Стратулата О. В. ). В начале Вячеслав Михайлович поделился своими воспоминаниями о годах , проведённых в Оренбургском музыкальном училище , преподавателях, у которых он учился. Ведь Оренбург – город , в котором он родился , вырос и стал музыкантом . Здесь его корни и здесь же похоронены его родители и все родственники . Есть очень хорошая книга ректора ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Бориса Порфирьевича Хавторина:  « Музыкальная культура Оренбурга 20 столетия» , в которой отражена    жизнь Оренбургских  музыкантов. Эта книга для музыкантов Оренбуржья, как учебник , который воспитывает любовь и патриотизм к своему краю . Оренбург во все времена славился своими традициями и духовиками. В конце 30 годов прошлого столетия в училище преподавателем класса трубы был замечательный корнетист и композитор Оскар Бёме , который во время сталинских репрессий был выслан из Ленинграда , а в шестидесятые годы Алексей Наумович Крумгант, удивлявший всех необыкновенным , виртуозным мастерством.  Для него не существовало никаких трудностей.  Про таких говорят –  « Трубач от Бога». Вот об этих традициях и говорил Вячеслав Михайлович,  широко обсуждая вопрос  о методических и педагогических принципах , приобретённых у своих педагогов – Крумганта А. Н., Симонова А. М. и Т. А. Докшицера.  А в настоящее время  продолжателем этих традиций является педагог и завуч колледжа – Владислав Игоревич Горшков, выпускник РАМ им. Гнесиных ( класс трубы  профессора      Прокопова В. М. ).  Так же были затронуты вопросы преподавания в ДМШ , колледже и институте. На всех уровнях обучения урок всегда начинается с изучения гамм и этюдов. Здесь тоже шёл разговор о целесообразности изучения этого материала и рекомендациях по данной теме. На примере исполнительского  анализа концерта А. Арутюняна для трубы были затронуты вопросы изучения и применения различных штрихов, исполнительского дыхания, вопросы образования ,ведения и окончания звука. Особенно много времени было посвящено вопросам интерпретации и фразировке музыки. Похвальна та активность , с которой студенты стремились поиграть своему прославленному земляку. Конечно – такое общение полезно и студентам и педагогам. Сейчас появляется интерес к духовому исполнительству и Оренбург в этом плане не исключение. По окончании мастер – класса все участники получили методическую литературу, книги и диски с записями из огромного наследия выдающегося трубача современности – Тимофея Докшицера. Закончился вечер концертом памяти Анатолия Михайловича Симонова, в котором принимали участие  солисты и  Оренбургский Муниципальный духовой оркестр п/у Виктора Хрипуна. Во время концерта музыкальные номера чередовались с воспоминаниями учеников и друзей, а также дочери  Анатолия Михайловича – Виктории Симоновой , которая уютно , по домашнему вела этот концерт.

  

После мастер – класса: педагоги и студенты.

Стоят слева направо: М. Коннов, В. Горшков, З. Хаматдинов, В. Хрипун, В. Симонова, Т. Гомонова, Камила (внучка А. М. Симонова), В. Прокопов, Ю. Тазарачев, И. Ишмухаметов.


Ученики А. М. Симонова слева направо: М. Попков, В. Прокопов, В. Макеев.



Виктория Симонова и Вячеслав Прокопов.


 В. Горшков, В. Прокопов, Ю Тазарачев


КОГДА  СВЯТЫЕ  МАРШИРУЮТ

 …И вот его мы видим силуэт

И чьи-то к солнцу рвущиеся души.

Замри на миг, мой друг. Замри и слушай!

Трубач символизирует рассвет.

                                               Михаил Мазель

 

На заре американского джаза в репертуаре нью-орлеанских диксилендов была очень популярна мелодия негритянского хора «Когда святые маршируют»,  сопровождавшего похоронную процессию по дороге с кладбища. Смысл этой заупокойной песни таков: жизнь на земле слишком трудна, но когда человек отправляется к Господу, то попадает в райские кущи, где звучит лучшая музыка – «Когда святые маршируют, я хотел бы быть вместе с ними». Этот оптимистический вывод согревал душу тем, кто терял близких, и давал надежду на то, что ушедшим будет лучше, чем оставшимся.

«Что-то в этой негритянской традиции есть», – подумалось мне, когда в концертном зале Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени Рахманинова я слушала выступление Нью-лайф брасс-квинтета Гнесинки. Пятеро ребят-красавцев, блестя медными духовыми инструментами разного калибра от тубы до трубы, маршировали по сцене, приглашали энтузиастов из публики поучаствовать в их перфомансе, а с портрета на пюпитре на них с улыбкой взирал их «музыкальный дедушка» – педагог-духовик Анатолий Михайлович Симонов.

В тот день 25 марта из Москвы в Тамбов приехали 25 учеников, студентов и аспирантов класса трубы Заслуженного артиста России, профессора и Заведующего кафедрой медных духовых инструментов РАМ им. Гнесиных Вячеслава Михайловича Прокопова, организовавшего этот концерт,  в память об ушедшем из жизни учителе, А.М.Симонове.  Сам известный музыкант,  проработавший 41 год в Большом театре и принявший из рук своего педагога в Гнесинской академии, непревзойденного трубача Тимофея Александровича Докшицера класс трубы, он преподал своим ученикам особенный урок – урок благодарности.

Когда-то, получив в родном Оренбурге профессиональные навыки игры на трубе от только что закончившего Саратовскую консерваторию молодого педагога Симонова, именно Вячеслав Прокопов неоднократно подтверждал, что помнит, какую роль сыграл в его жизни учитель. Именно поэтому он нашел в своем напряженном графике «окно» и провел аккордом несколько мероприятий в память о педагоге. Причем, не только в Тамбове, где Анатолий Михайлович родился и учился в музыкальном училище, но и в Оренбурге, где раскрылся его педагогический талант. Вячеслав Михайлович провел мастер-классы, передал в дар методические материалы, диски и книги Т.А.Докшицера, и конечно, организовал «музыкальные приношения».

В Тамбов его студенты разных возрастов привезли трехчасовую программу, состоящую в основном из крупной формы (прозвучали концерты Гайдна, Гуммеля, Тартини, Беме, Гедике, Шостаковича, Пескина), а также хиты репертуара для трубы:  Динику, Гершвина, Генделя. Всю эту солидную программу сопроваждала  прекрасный концертмейстер, дипломант всероссийских и международных конкурсов – Людмила Валерьевна Бриль. После сольных выступлений Константина Смагина, Никиты Сакаева, Марселя Шарафутдинова, Рима Кутлучурина, Светланы Асташкиной, Ильи Перепелицы, Ивана Юшкова, Ли Анци, Фу Чанцзюня, Павла Архипова, Максима Штоды, в которых было продемонстрировано не только исполнительское мастерство студентов, но и эмоциональная зрелость, ребята выступили и в ансамблях. Большинство этих ребят лауреаты конкурсов различного ранга – от всероссийских до международных.

В исполнении брасс-ансамбля студентов колледжа прозвучали  пьесы для  ансамбля духовых Пёрселла, Айвенсона, Кармайкла, Суза. Представьте, как мощно звучат в концертном зале десять духовых инструментов, создавая эффект целого оркестра.

Завершил вечер на высоком подъеме уже упоминавшийся Нью-лайф брасс-квинтет. Их программа была похожа на полновесный концерт знающих свое дело профессионалов и умеющих зацепить публику музыкантов. Тубист Максим Макушев объединял программу своими комментариями, и непринужденной манерой общения совершенно расположил к себе слушателей. Трубачи Максим Штода и Рим Кутлучурин солировали красиво и артистично, им не уступали валторнист Владимир Мезенцев и тромбонист Тимур Ахмадулин.

 

Слушатели с восторгом восприняли этот неожиданно роскошный марафон  в своем зале (к слову, в этот день в ТГМПИ им. Рахманинова как раз проходил конкурс исполнителей на духовых инструментах). Такой подарок, конечно, особенно оценили профессионалы. В этот день в зале присутствовали трубач, солист оркестра Александр  Стрекалов  и профессор Анатолий Иванов. Особых слов благодарности заслуживает трогательная забота и о московских гостях, и обо мне, специально приехавшей на этот концерт из Уфы, представителю ректората института Виктору Резникову.

Не успели улечься волнения после тамбовского «десанта», как дорога соединила вновь нас с Вячеславом Михайловичем Прокоповым уже на его и моей родной  земле. 31 марта в зале  Оренбургского государственного института искусств имени Л. И М. Ростроповичей состоялся еще один концерт памяти А.М.Симонова.

Трудно передать чувства, когда возвращаешься в места, где был молод и беспечен. Стены родного музыкального училища, хранящие запахи и воспоминания прошедших лет, никогда не будут просто стенами. В них обязательно найдется мгновенная как вспышка примета того, что память жива. Класс папы, в котором он провел так много часов с учениками, где по крупицам ловили правильный звук мальчишки, сейчас уже являющиеся состоявшимися музыкантами… Концертный зал, где сдавали экзамены и играли концерты, получая первые аплодисменты. Деревянный пристрой, куда молодые мои родители принесли в корзинке из родильного дома на редкость беспокойную дочку.

Все это калейдоскопом пронеслось в те несколько часов, что мы провели в ОГИИ. Меня и моего мужа Ильдара с дочкой Камилой совсем по-родственному встретила проректор института профессор Татьяна Алексанровна Гомонова. У нас было полчаса на сборы перед концертом, и вновь я на сцене рядом с папиным портретом.

И там тема воспоминаний развернулась во всю ширь. На концерт собрались не только оренбуржцы, но помимо В.М.Прокопова специально приехали профессор  Уфимской государственной академии искусств, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана Зуфар Зиятдинович Хаматдинов (именно он организовал первые два концерта памяти А.М.Симонова в Оренбурге) и доцент Самарской государственной академии искусств и культуры, артист академического симфонического оркестра Юрий Захарович Тазарачев. Задал верную ноту в начале сам Вячеслав Михайлович, за ним на сцену выходили бывшие ученики (В.С. Макеев, Ю.З. Тазарачев) и друзья. Душевность и особую теплоту этим воспоминаниям придавали и прекрасно подобранные музыкальные номера. Звучали произведения в исполнении саксофонистов и кларнетистов (Александр Соколенко, Сергей Вичев, Андрей и Антон  Тарановы, Матвей Инютин), соло на трубе вдохновенно исполнил лауреат международных конкурсов, доцент ОГИИ Владислав Горшков. Кстати, он сам учился у Прокопова, и играть перед своим педагогом было для него особенно ответственно.

Но апофеозом программы, конечно, стало выступление Муниципального духового оркестра «Оренбург» под управлением  профессора Виктора Хрипуна. Две солирующие трубы (лауреаты международных конкурсов Анатолий Яканин и Олег Стратулат) в пьесе Кирилла Молчанова «Вокализ» стали своеобразным гимном трубе, а завершившая концерт «Токката» Владимира Лебедева, моего учителя по теории музыки – стала еще одним воспоминанием.

Казалось бы, какие узы могут связывать талантливых молодых музыкантов, собравшихся из разных республик , стран и лучших музыкальных учебных заведений Москвы, с педагогом, скромно работавшим в Оренбургском музыкальном училище с 1962 года, когда их и на свете-то не было? Почему спустя столько лет в Оренбурге уже новое поколение музыкантов-духовиков вот уже в третий раз проводит концерт памяти А.М. Симонова, отдавая дань своему коллеге? Ответ прост – узы духового братства и любви к великому и всегда загадочному звуку, рожденному соприкосновением губ с мундштуком и дыханием человека. Я знаю, что для многих труба является символом военного сигнала или прошедшего пионерского детства. Для кого-то она ассоциируется со звучанием духовых оркестров в парках. Для других труба – редкая солистка в оркестре, как например, в знаменитом «Неаполитанском танце» из «Лебединого озера» Чайковского.

Но для тех, кто слышал настоящий звук, поющий и полетный как голос, этот звук – сродни приобщению к Тайне, акт Творения. Это самый очевидный музыкальный символ силы человеческого дыхания, заставившего петь медную трубу. Не случайно у духовности и духовых общий корень.

PS   Пока я писала статью, В.М.Прокопов сообщил о еще одном концерте, который он даст со своими учениками в Туле.

 

С благодарностью от себя и от моей сестры Ольги Ямакавы

ко всем участником концертов в Тамбове, Оренбурге и Туле

дочь А. М. Симонова, заслуженный работник культуры

Республики Башкортостан – Виктория Симонова