«XI Международный юношеский конкурс им. Е. А. Мравинского» Заметки председателя жюри в номинации «Медные духовые инструменты»
В Санкт – Петербурге с 5 по 12 ноября 2018 года прошёл «XI Международный юношеский конкурс им. Е. А. Мравинского» Интерес к этому конкурсу привлек внимание не только российских, но и зарубежных исполнителей на духовых инструментах. Среди участников 150 юных музыкантов со стран Азии и Европы. Самая большая делегация, конечно – китайская. В номинации «Медные духовые инструменты» участвовали: в категории А – 29, в категории Б – 34 исполнителя.
В основном – это студенты средних и высших учебных заведений. Правда, среди них были и представители ДМШ. География конкурса очень внушительная. Прежде всего, это Москва и Санкт – Петербург, Казахстан, Екатеринбург, Нижний Тагил, Бавлены Владимирской области, Саратов, Калининград, Эстония, Латвия и Китай. Трудность выявления победителя на этом конкурсе в том, что в одной номинации – валторна, труба, тромбон и туба. Для профессионального человека понятно, что никак нельзя сравнивать эти инструменты. Во-первых, звучание разное, во-вторых, программы разные и по музыке, и по трудности. Вот здесь и начинается работа жюри. Чтобы выбрать лучших, необходимо учитывать не только природные данные, но и музыкальный уровень исполнителя, владение инструментом и соблюдение точного текста исполняемой музыки. Конечно, разумно и правильно было бы разделить все инструменты на 4 номинации, и тогда все проблемы были бы решены, но регламент конкурса этого не позволяет. Мало того – члены жюри не имеют права совещаться. Все эти новшества пришли из Европы и как показывает практика – ни к чему хорошему не привели.
Все выступления участников проходили в Большом и малом зале ДШИ им. Мравинского. Надо сказать, что Концертный зал очень красивый и с хорошей акустикой, что для участников конкурса очень важно. По условиям конкурса на второй тур должно пройти не более половины участников, на третий тур, только пять исполнителей. Что касается выступления участников конкурса, то об этом надо поговорить более подробно. Надо сказать, что общий уровень участников был высокий, но были и такие, которые еле, еле доиграли свои программы, и здесь надо отметить одну очень важную вещь. Это – преобладание владения инструментом над музыкальным развитием. Многие исполнители даже не понимали, что за музыку они играют, не говоря уже о динамике и штрихах. Ведь каждый музыкант должен прежде всего знать исполняемую музыку, композитора, который написал эту музыку и эпоху, в которой жил этот композитор. Только тогда в полной мере можно рассчитывать на положительный результат своего выступления. А вот этого как раз и не хватало в выступлениях участников, и поэтому многие не прошли в следующий тур. Самым интересным был III тур. На III туре в категории Б (старшая группа) исполнялся Концерт для валторны Глиэра, Концерт Гайдна для трубы и Концертино Ларсена для тромбона. Все выступления проходили в сопровождении Санкт – Петербургского государственного академического симфонического оркестра п/у Михаила Леонтьева.
Места в категории Б (старшая группа) распределились следующим образом:
I премия – Всеволод Трухачёв (валторна) Санкт – Петербург
II премия – Александр Бодосов (тромбон) Санкт – Петербург
III премия – Александр Иванченко (тромбон) Санкт – Петербург/ Александр Рублёв (труба) Москва
Диплом – Лаур Келлер (труба) Таллин Эстония
В категории А (младшая) лауреатами стали:
I премия – Гао Цзиня (валторна) Китай
II премия – Цзинь Чжичэн (валторна) Китай
III премия – Тимофей Крючков (труба) Санкт – Петербург
Диплом – Матвей Плеханов (труба) Москва / Роман Черезов (труба) Санкт – Петербург
Хорошей традицией на конкурсе Мравинского стало проведение мастер – классов членов жюри. Вот и на этот раз состоялись мастер – классы Вячеслава Михайловича Прокопова (труба), Игоря Юрьевича Яковлева (тромбон), Дмитрия Воронцова (валторна), Йозефа Бажинки (туба). Конечно, за один раз невозможно научить человека играть на инструменте, но полученные нужные рекомендации начинающим музыкантам впоследствии могут оказаться важными для освоения нашей профессии. Все мастер – классы прошли в дружелюбной обстановке, и как показывает практика, такие встречи всегда идут на пользу развития духового исполнительства.
Международный юношеский конкурс им. Е. А. Мравинского входит в Европейский союз музыкальных молодёжных конкурсов (EMCY), поэтому его можно считать одним из самых престижных юношеских конкурсов для исполнителей на духовых инструментах в России. Особой благодарности заслуживают организаторы этого музыкального форума. Прежде всего, это генеральный директор конкурса – Эвелина Вагановна Петрова. Исполнительные директора: Ольга Кустарева и Ирина Каширина, а также все те, кто помогал в подготовке и организации проведения такого масштабного мероприятия. Торжественное закрытие конкурса и награждение лауреатов проходили в Большом зале Санкт – Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича.